В Калининграде вновь взяли штурмом пятый форт

3 просмотров

В Калининграде вновь взяли штурмом пятый форт. 74 года назад у этой крепости шёл кровопролитный бой. В память о том, какой ценой бойцам Красной Армии дался штурм Кёнигсберга, активисты воссоздали эти события.

За толстыми стенами взрываются снаряды, советские войска штурмуют рвы, а засевший в гарнизоне противник, в который раз ведёт свой уже проигранный бой. Противостояние развернулось на глазах у сотен зрителей. Эпизоды боя представляют двести человек. Советских бойцов большинство.

Форт называли «ключом к Кенигсбергу». Гарнизон в триста солдат, стены дополнительно опутаны колючей проволокой, оборудованы миномётными и огнемётными позициями. Все подходы заминированы. Так форт встретил апрель 1945-го года. Во время ожесточённого боя было уничтожено более двухсот солдат и офицеров противника. Около ста захвачено в плен. За эту военную операцию 15 советских солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

АЛЕКСАНДР АНДРИЯШИК, УЧАСТНИК РЕКОНСТРУКЦИИ:

-Прежде всего, мы все это делаем для подрастающего поколения. Мы это делаем именно для будущих поколений, чтобы эту войну никто никогда не забыл.

Как и в далёком 1945-ом, взять крепость удаётся только после того, как сапёры переправились через ров и подорвали часть укреплений. Максимально приблизить реконструкцию к реальным условиям помогает случай. Из-за пиротехники загорелась сухая трава. Огонь начал быстро распространяться и ненадолго перекрыл зрителям поле сражения. Но реконструкторы продолжали военную операцию, а зрители не расходились.

Несколько оглушительных автоматных ударов сливаются в один. Воздух прорезает громкое «Ура!», которое тут же сопровождается аплодисментами. Гремят выстрелы и автоматные очереди, вспыхивает красный флаг. Все это – атрибут несомненной победы. 16 часов. 16 долгих, кровопролитных часов ушло на то, чтобы взять крепость в 1945 году. Реконструкторы на это потратили тридцать минут.

РАФАЭЛЬ ВАФИН, ЗРИТЕЛЬ:

— Мы с супругой из Комсомольска-на-Амуре, через всю страну специально, чтобы посмотреть на День Победы, я офицер третьего поколения, у меня дед воевал, отец служил, я сейчас служу. Хочется сказать, чтобы помнили эту Победу, чтобы с каждым годом это все наоборот только приумножалось, а не затухало.

ВЛАДИМИР ЗОЛОТОПУХ, ЗРИТЕЛЬ:

— Это было очень круто. Половину этого я не увидел из-за дыма, а так вполне клево.

Петр Соснов по профессии пожарный, сегодня он – рядовой пулемётчик гвардии. Участвует в военных реконструкциях уже двенадцать лет. Рассказывает, что без этого уже себя не представляет. Выступает всегда на стороне русских.

ПЕТР СОСНОВ, УЧАСТНИК РЕКОНСТРУКЦИИ:

— Мне по душе за русского солдата. За обычного русского солдата. Не офицера, не младшего какого-то из офицерского состава, а именно рядовой… Который был в самом пекле, который всегда был на кромке всех происшествий, который видел это воочию и также погибал. Мне это нравится переживать и это дань памяти моим дедам.

Познакомиться с историей русского оружия времён Великой Отечественной. Такую возможность получили все желающие уже после окончания реконструкции. Тем более что участники восстанавливали каждую деталь. Полевая кухня и горячая каша – обязательно.

ЕКАТЕРИНА МОРАН, КОРРЕСПОНДЕНТ:

— Бой проходил по всем правилам военного искусства. В реконструкции участники использовали все, что уцелело со времён Великой Отечественной войны. И одежду, и оружие.

УЧАСТНИК РЕКОНСТРУКЦИИ:

-Оружие пистолет-пулемет Судаева образца 43-го года, в народе – ППС. Выпускался даже в блокадном Ленинграде. Съёмный магазин на 35 патронов, приклад откидной. Заряжается, передергивается, выстрел…

Фотографии на память для семейного архива позволят ещё раз напомнить об истории этих мест. Прочитать воспоминания о том, какой ценой далась нашей стране Великая Победа.

Екатерина Моран, Андрей Долгий

Имя и почтовый адрес обязательны, если Вы хотите оставить комментарий. Все комментарии проходят премодерацию. *