Скоро можно будет попасть в «Литву» не выезжая из Калининграда. Одноимённый бастион рядом с набережной адмирала Трибуца сейчас активно восстанавливает Музей Мирового океана. Чем интересна береговая батарея казематов, которую строили в середине XIX века?
Планомерно снимать слои времени. Вскрывать покрытый штукатуркой красный керамический кирпич. Такую работу сейчас ведут в редюите бастиона «Литва».
ЮРИЙ КОТИК, РАБОЧИЙ:
— Мне больше нравится, что это будет потом востребовано, люди будут ходить, смотреть. Оживляем что-то такое! Это как здание оживить. Жизнь будет здесь!
В 20-х годах прошлого века в редюите функционировал цех по производству спортивных лодок. Выставочное пространство будет иметь схожую тематику — после очистки здесь расположат флотилию маломерных исторических судов. А пока пескоструйная установка поднимает непроницаемые клубы пыли.
А эти помещения называются «капонир». Они уже очищены. Зал наводнит коллекция судомоделей. Общая площадь помещений более тысячи квадратных метров. Есть, где разгуляться. Бастион «Литва» перешёл в ведение Музея Мирового океана в конце прошлого года.
ЮЛИЯ ОСИНЦЕВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА»:
— Здесь можно рассказывать очень много о чём история Кёнигсберга, история строительных технологий, история фортификации. К этому зданию можно привязать очень много тем, которые рассказывают не только об истории мировой, но и об истории России. «Был бы флот, а гавани найдутся», Пётр сказал. И мы здесь рассказываем о Петре I, о его периоде обучения и о том, как он всё это воссоздавал у нас в стране.
Прийти и посмотреть на «Литву» можно и сейчас, но пока только на отдельные её части — полностью доступной для посетителей береговая батарея казематов, которая и образует бастион, станет не раньше 2025 года.
Кирилл Смирнов, Илья Пузанов