«Вести» взяли интервью у известного калининградского геральдиста Юрия Лысенко, который прокомментировал нашумевшую историю с муниципальными гербами, повторяющими символы крепостей Тевтонского ордена или городов Королевства Пруссия.
— Юрий Анатольевич, по Вашему мнению, правильно ли подобная геральдическая «преемственность» в Калининградской области?
— На этот счёт не может быть разных мнений. Этих восточно-прусских городов не существует, следовательно, у современных муниципалитетов должны быть свои гербы. Сейчас эта земля — Россия, и у российских городов должны быть совершенно другие гербы, не имеющие отношение к тому, что были в немецкие века. Иными словами, калининградские гербы должны быть с русской историей. Это вещь совершенно понятная. Взять, например, Черняховск. Это уже не Инстербург никак. У Черняховска должен быть свой герб. Да, исторический, но описывающий исторические события либо производственные достижения именно Черняховска, а не той земли, на которой стоит Черняховск. Это герб города, а не места, не куска земли, грубо говоря. Но у этой «преемственности» есть еще один аспект – чисто профессиональный.
— Какой?
— Когда «автор» просто перенёс элементы немецких гербов, то это называется простым словом – воровство. Поэтому если сейчас заниматься герботворчеством, то это должны делать профессионалы, чтобы потом не выглядеть дураками на международных съездах.
— Кстати, насчёт автора. Идейным вдохновителем герботворчества с тевтонским душком является Григорий Лерман, который себя позиционировал как «председатель Калининградского областного геральдического общества». Вам знаком такой человек?
— Конечно, я его знал. Это человек, который однажды увидел у меня значки с гербами городов Восточной Пруссии и купил их. С этого, как я понимаю, и началась его «великая геральдическая» карьера. Дело в том, что в начале 90-х годов у меня было торговое место на рынке, где я продавал сделанную своими руками сувенирную продукцию. Тогда же я выпустил под эгидой Всесоюзного геральдического общества 12 гербов городов Восточной Пруссии времен ее нахождения под юрисдикцией России. И Лерман пришел с деловым предложением продать эти значки. После чего через некоторое время я узнал, что он выдает их за свои. К тому же уже издал брошюру о гербах и организовал геральдическую выставку в Художественной галерее Калининграда. И после этого стал всем говорить, что он «главный геральдист Калининградской области».
— Вы не пытались его прищучить за плагиат?
— Понимаете, я ко всему этому относился снисходительно. Да, знающие люди спрашивали у меня о Грише Лермане, но то, что он делал, у меня всегда вызывало улыбку. Это была самодеятельность, смешанная с популизмом. Ну какой он геральдист? Он заявил о своей принадлежности к геральдическому обществу через 5-6 лет после того, как я стал членом Всесоюзного геральдического общества. Более того, знаю, что у него нет соответствующей коллекции. Помню, например, он перевел немецкую статью о гербе Кенигсберга и опубликовал ее в российском журнале «Гербовед». За своей фамилией. Он этот вопрос изучал ровно до той степени, чтобы можно было извлекать коммерческую составляющую.
— А как же он тогда сумел охмурить муниципалитеты?
— Для меня самого это загадка. Когда я узнал, что он, оказывается, стал председателем некоего геральдического общества Калининградской области, я очень удивился. Ни один геральдист, кого я знаю в регионе, об этом тоже не знал. Сам себя назвал. А затем с этой «должностью» сумел убедить властные структуры, к нему стали прислушиваться… Ведь он не создал каких-либо ценностей в герботворчестве, он выискивал то, что уже сделали другие, этим пользовался, создавая себе некую значимость. После того, как гербы были приняты, он уехал в Израиль.
— Ваше мнение, если сейчас менять гербы, то с чего начать?
— На мой взгляд, нельзя всё сразу отменять, рубить с плеча, мол, давайте все гербы быстро переделаем по одной схеме. Ведь смена гербов — это бешеные деньги. Не большие, а бешеные. Это смена всех документов, бланков, вывесок, печатей. Давайте последовательно идти. С каждым городом нужно разбираться отдельно, изучать, что у них есть узнаваемое. Есть историческое построение, как герб заряжен на одно важное историческое событие, есть архитектурная доминанта – узнаваемое, историческое здание, есть производственная сфера, например, сельскохозяйственная, рыбопромышленная и т.д. Должны быть привлечены профессиональные художники. Найти людей, которые разбираются в российской геральдике, без проблем. Они есть и на просторах нашей страны, и в Калининграде. В этом деле главное – исключить поспешность.
P.S. Сейчас Григорий Лерман проживает в Германии. На минувшей неделе калининградские «Вестей» пытались связаться с ним через интернет, чтобы взять комментарий, но безуспешно.
На фото: Юрий Лысенко
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
Геральдический «ВЫВИХ» в Калининградской области
Историк: «Немецкие гербы в Калининградской области — политический заказ»
Илья#1
Совершено дурацкое интервью. Какой смысл переделывать гербы под столь надуманному поводу? Уважаемый Юрий Лысенко заботится не о патриотизме или геральдике, а о собственном кармане, ведь за каждый переделанный герб он получит деньги. Между тем как гербы эти в переделке не нуждаются. Они не только утверждены местными властями, но и внесены в государственный геральдический регистр и являются историческим наследием. Геральдический совет при Президенте России прямо рекомендует сохранять историческую символику. А не изобретать велосипед. Использование исторических символов, даже если они «придуманы не тобой» распространенная практика. Ещё Петр Великий завоевав шведские земли не стал придумывать новые гербы для приобретенных территорий, а отправлял запрос в шведские гербовники, и гербы Карелии, Ингрии, Риги, Выборга, Нарвы — использовали спокойно бывшие шведские гербы. Используя «чужие» гербы вы превращаете их в свои и наоборот отказавшись от них вы даете «сепаратистам» некое знамя. Ведь как только герб будет отторгнут русскими властями он превратиться в «тевтонский» символ, символ тех, кто мечтает о Восточной Пруссии. Но пока это гербы русских городов, они не будут играть роль прусских символов. Чтобы понять этот парадокс нужны мозг и знания геральдики. В то время как по ответам героя интервью видно, что таковых знаний у него нет. Что видно хотя бы по фразе: «…историческое здание, есть производственная сфера, например, сельскохозяйственная, рыбопромышленная и т.д.» Ведь правила геральдики и методические рекомендации геральдического совета при Президенте России прямо говорят, что реальные здания изображать на гербах нельзя. Даи вносить в гербы очередные колосья или рыбок — дурной вкус, ведь сколько их по всей России. Если изменить калининградские гербы в духе в котором предлагает автор они потеряют свою уникальность, будут однотипными и не отличающимися от множества других.