2016 год оказался богатым на упоминание Калининграда в западном информационном пространстве. Наш регион, чаще всего, боялись, ругали и провоцировали. Предлагаю подвести медийные итоги цитируемости российского эксклава в иностранных СМИ. Автор этих строк выбрал самые весомые статьи, которые формируют общественное мнение у европейцев.
Про Калининград вспомнили сразу после новогодних праздников, когда в “The New York Times” выступил командующий ВВС США в Европе генерал Фрэнк Горенц заявил, что «Калининград – это очень серьёзно». Американского генерала беспокоила «самая большая концентрация вооружений в Калининграде», что может затруднить доступ НАТО в Польшу и Прибалтику.
В январе в Литве началось судилище по делу о событиях у Вильнюсской телебашни 25-летней давности. На скамье подсудимых – калининградец, бывший танкист, а ныне полковник запаса Юрий Мель. Сегодняшний официальный Вильнюс нисколько не смущает, что в январе 1991 года Литовскую ССР ни одна страна в мире не признала юридически независимым государством. Зато литовские СМИ непременно делают акцент на том, что Мель: а) военный и б) из Калининграда. Эти два понятия прошли красной нитью по всему шестнадцатому году.
Ровно через неделю после начала суда над Мелем антироссийскую истерии вокруг Калининграда начала накачивать британская телерадиокомпания BBC. Киношники создали и выпустили в начале февраля на экраны псевдодокументальный фильм «Третья мировая война: взгляд из командного пункта». Речь в ленте шла о полномасштабном вторжении России в Латвию с использованием ядерного оружия. По замыслу сценаристов, это самое ядерное оружие сосредоточено именно в Калининградской области. «Они (русские) с удовольствием применят один из своих многочисленных «Искандеров», базирующихся в Калининграде», — говорит, в частности, киногерой «Третьей мировой войны…», сыгравший заместителя главнокомандующего силами в Европе генерала Ричарда Ширеффа.
Хотя BBC предупредила зрителей, что фильм является «игровой постановкой» и даже «телешоу», прибалтийские и польские СМИ было не остановить. В феврале польский таблоид “Fakt” опубликовал статью под заголовком «НАТО не защитит Польшу от России?» В материале военный эксперт Марек Сверчиньски в лоб заявил, что существует «серьёзная и основательная угроза», что «после захвата Прибалтики русские направятся в Польшу». Эксперт тут же вычислил «самый простой путь» этой операции – дескать, через «сувальский коридор» русские солдаты соединяться с силами в Калининградской области. «НАТО об этом осведомлено, а положение Польши трудно назвать иначе, чем трудным», — посеял панику польский провокатор.
В марте бывший посол США в Москве Майкл Макфол предложил Германии ни много ни мало – аннексировать Калининград. В своём микроблоге он написал: «Кёнигсберг был немецким городом на протяжении многих веков. Означает ли это, что Германия имеет право присоединить Калининград сейчас?» Несмотря на то, что русские блогеры дали отлуп экс-дипломату, предложив для начала вернуть Техас Мексике, информационный выхлоп от безответственного заявления получился громким. Макфол, по своей сути, дал старт гнилой дискуссии об «исторической» принадлежности Калининграда на международный уровень.
В апреле польские газеты и порталы накинулись на общероссийский флэшмоб благодарности жителям города Жешув, которые отказались сносить память красноармейцам. Акция стартовала в Калининграде, который по сегодняшним законам медиажанра в Польше, необходимо лишь смешивать с грязью, но никак уж не хвалить за сотрудничество. Поэтому «респектабельная» польская пресса сначала пыталась не заметить флэшмоб, а когда это стало невозможно, ожидаемо указала на «кремлёвский заказ» и добавила, что рано, русские, радуетесь – мол, в отместку снесём стелу Благодарности Советской армии в Жешуве.
В мае вновь американское издание The Week опубликовало статью, где предположило, что Россия может начать «провоцировать кризисы вокруг Калининграда», чтобы заставить НАТО признать аннексию Крыма. При этом Калининградскую область журналисты США назвали «очередным очагом опасности».
Накануне саммита НАТО в Варшаве истерия продолжилась. В июне генсек НАТО Йенс Столтенберг обнаружил «излишнее» вооружение в Калининградской области. Главный натовец посетовал, мол, солидная группировка ВС России нарушает Основополагающий акт Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанный в 1997 году. К слову, именно этот договор ограничивал свободу НАТО на Восток.
В июле Варшава в одностороннем порядке отпилила сук, на котором сидел весь север Польши – отменила малое приграничное передвижение с Калининградской областью. Оправдания этому совершенно дурацкому решению звучали такие же дурацкие. Например, в эфире “Radio Gdansk” министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак заявил, что отказ возобновить МПП связан с приходом в Калининградскую область нового губернатора Евгения Зиничева — человека, по словам министра, «из ближайшего окружения Путина». Потом в польской блогосфере шутили, что президент России выполнил просьбу Блащака, но МПП так и не вернули.
В августе мэр небольшого польского городка Прущ-Гданьский заявил о готовности к войне с Калининградской областью. В эфире “Radio Gdansk” бурмистр Януш Врубель рассказал о 49-м вертолётном полке, дислоцированном в окрестностях Прущ-Гданьского. «Это подразделение имеет важное значение для всего региона и для обеспечения лучшей обороноспособности всей страны. Почему? Часть находится недалеко от Калининградской области, в случае какого-либо конфликта была бы очень полезна. Расстояние от границы хорошее, она находится за Вислой, которая обеспечивает естественный барьер».
В августе же власти Литвы отказали во въезде в Евросоюз певцу, уроженцу Калининграда Олегу Газманову. Нашему земляку припомнили песню «Сделан в Советском Cоюзе», о которой экс-министр обороны Литвы Раса Юкнявичене высказалась так: «Зная ясное направление нынешней власти России, которая хочет восстановить бывшую империю, у нас не должно быть никаких иллюзий, песня — заявка на это».
1 сентября, в годовщину начала Второй мировой войны, возобновилась дискуссия о возвращении Калининградской области Германии. На этот раз тему поднял главный редактор американского агентства Bloomberg Джон Миклетвейт, который напрямую спросил Владимира Путина: «А вот Калининград можете так отдать?» С этого же времени издания из США, Германии, Бельгии, Польши, Сербии начали публиковать заметки о «дискуссии» в Калининграде насчёт переименования города.
В сентябре немецкая газета “Die Zeit” опубликовала материал, в котором попыталась доказать, что тезис об окружении НАТО России является «манипулятивным понятием» русского Генштаба. «Географически окружён НАТО только российский анклав Калининград, расположенный между Польшей и Литвой. Его площадь составляет менее одной тысячной российской территории на суше», — написал редактор отдела политики “Die Zeit” Йохен Биттнер. Тем самым признал, что калининградцы с военной точки зрения находятся в натовском капкане.
В октябре датская газета “Jyllands-Posten” в канун выборов президента США разразилась дежурной статьёй о Калининграде как об угрозе для Европы. «Не важно, кто выиграет президентские выборы в США 8 ноября — новому президенту придется столкнуться с самыми холодными отношениями с Россией за несколько десятилетий», — читаем в материале. Директор Института исследований и культуры Американской академии в Берлине Ян Техау с горечью сообщает, что «пока ещё не многие осознали последствия происходящего». По мнению эксперта, европейская оборона теперь постоянно будет находиться под тенью российский ракет на Балтике (в Калининграде). От датчан не отстали шведы. Верховный главнокомандующий шведскими вооружёнными силами Микаэль Бюден заявил в интервью телекомпании Svt, что размещение ракет в Калининграде — «лишь первый шаг» России.
В ноябре британское издание “Independent” вышло со статьёй под длинным заголовком «Как крошечный карман России рядом с Польшей в ближайшее время может стать самым опасным местом в Европе». Британцы процитировали бесноватого польского министра обороны Антони Мацеревича, а заодно подмешали традиционные камлания об «Искандерах». В том же ноябре лондонская “The Times” назвала перемещение российских ракет в Калининграде «новой угрозой для Европы». А аналитик берлинского бюро Европейского совета международных отношений Густав Грессель в интервью немецкой газете Bild высказал уверенность, что Россия «проводит военные учения с целью вторжения в Прибалтику ещё с 2009 года».
В декабре польские медиа вновь задались вопросом — нападёт ли Польша на Калининградскую область? Портал Tvn24.pl, рассуждая о том, что «Калининградская область превратилась в большую угрозу для Польши», далее хорохорится: «К 2020 году Польша будет иметь около 150 маневрирующих ракет, способных атаковать цели в Калининградской области с безопасного расстояния 300 км и больше». А портал Onet.pl пугает соотечественников информацией, что Россия из Калининградской области отправляет беспилотники в Польшу «для определения координат будущих целей».
В общем, прочитав этот «календарь» ничего не остаётся, как констатировать, что за год инфомашина Запада превратила Калининградскую область в инферно. Отсюда вывод – с таким портфелем пропагандистских штампов в головах европейцев говорить об их полноценном сотрудничестве с Калининградом, к сожалению, не приходится.
Выпьем же в Новый год, друзья, за нравственное выздоровление наших соседей!
Андрей Выползов специально для «Вестей-Калининград».
просмотров