Сегодня исполнилось 30 лет со дня образования Калининградской железной дороги. Решение о преобразовании отделения Прибалтийской железной дороги в самую западную, стратегически важную для всей страны магистраль было закреплено в приказе Министерства путей сообщения РФ от 5 мая 1992 года.
В результате распада Советского Союза Калининградская область оказалась отделена границами от основной территории страны, поэтому главной задачей стала организация надежного транспортного сообщения по железной дороге между эксклавом и другими регионами России.
Создание железной дороги, работающей в особых условиях, позволило в полном объеме и с высоким качеством решить весь комплекс вопросов, связанных с организацией пассажирских и грузовых перевозок. Сегодня Калининградская железная дорога — основа транспортного комплекса региона, играющего ключевую роль в продвижении экспортно-импортных грузопотоков, обеспечении потребностей региона в перевозках пассажиров и доставке всей номенклатуры грузов, необходимых для экономического развития.
За прошедшие три десятка лет были проведены масштабные работы по модернизации всех основных направлений дороги, ее предприятий и объектов социальной сферы магистрали, техническому переоснащению и унификации парка тягового и моторвагонного подвижного состава. Строительство и ввод в эксплуатацию приграничной станции Чернышевское, транспортно-логистических центров «Калининград» и «Черняховск» позволило самой западной магистрали Российских железных дорог многократно увеличить свой потенциал, войдя в число самых перспективных и эффективных транзитных транспортных коридоров.
Поэтапно реализуются проекты по дальнейшему развитию грузового и пассажирского комплекса. В их числе за последние годы — организация транзита контейнерных поездов между Калининградской областью и Китаем в транспортном коридоре «Восток-Запад-Восток», запуск кольцевого движения грузовых поездов между Черняховском и ТЛЦ «Белый Раст» (Подмосковье), начало перевозок грузов на контрейлерных платформах, значительное увеличение объема внутренних перевозок инертных материалов, необходимых для строительства новых масштабных объектов в области.
Реализован уникальный проект организации транзита пассажирских поездов по территории сопредельных стран на основе упрощенного железнодорожного документа. Для удобства пассажиров внедряются новые сервисы, оптимизируется расписание движения поездов, обновляется подвижной состав.
С каждым годом меняется и пригородное железнодорожное сообщение. Сегодня полностью обновлен парк электропоездов, открываются новые маршруты, в этом году к летнему сезону почти на четверть в сравнении с прошлогодним сезоном увеличено количество рейсов в графике движения.
Динамичное развитие магистрали, ее успехи и достижения – это, прежде всего, заслуга калининградских железнодорожников, которые своей добросовестной работой обеспечивают выполнение плановых производственных заданий, осваивают новую технику и внедряют новые технологии перевозочного процесса.