
На Балтийской косе появился памятник, посвященный высадке морского десанта на косе Фрише Нерунг весной 1945. Это совместный проект Музея Мирового океана и регионального отделения Российского военно-исторического общества. Открыли памятный камень в 80-ю годовщину тех дней, когда здесь шли ожесточённые бои. Подробности у Евгении Соловьёвой.
ЕВГЕНИЯ СОЛОВЬЁВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Наступление на Пиллау, ныне Балтийск, наши войска начали 20 апреля 1945 года. Взять штурмом город удалось лишь спустя пять дней. Несмотря на то, что Восточно-Прусская операция фактически была завершена, бои на Фрише-Нерунг, ныне Балтийской косе, продолжались ещё две недели. Немецкие подразделения капитулировали 9 мая.
Именно здесь первым был высажен десант на амфибиях, благодаря чему удалось наладить понтонную переправу. По ней гнали тяжёлую технику, в том числе, танки. В память о подвиге советских бойцов, на Балтийской косе установили памятный знак.
Фронтовики в мемуарах потом описывали эти бои словами: пуля встречалась с пулей.
Из воспоминаний полковника Николая Федоровича Малевицкого:
«Палили они по нам из всего, что у них было, уже не жалея боеприпасов. И когда смолкли, наконец, все пушки, мы, оглохшие от разрывов, вдруг услышали шум ветра в лесу, плеск набегавших волн…»
КОНСТАНТИН ПЕТУНИН, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РВИО В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Со стороны немцев, по разным данным, было около 35 тысяч человек. Сложность подсчётов заключалась в том, что это был завершающий этап войны. Поэтому немцы сюда набились в огромном количестве. Вплоть до власовцев предателей, которым отступать было некуда.
Всего же во время боёв за Фрише-Нерунг погибло 1300 наших бойцов. На этой братской могиле покоится 700 человек. Один из них морской пехотинец Николай Ткачёв. О судьбе отца пермячка Валентина Николаевна ничего не знала 70 лет. Но воспоминания о нём всегда с ней.
ВАЛЕНТИНА ДЕРБЕНЁВА, ДОЧЬ ФРОНТОВИКА НИКОЛАЯ ТКАЧЁВА, ЖИТЕЛЬНИЦА ПЕРМИ:
— Ему было всего 32 года, когда он погиб. Он был очень красивый, очень молодой, очень любил жизнь. Нас осталось три дочери, которых очень хотел вырастить.
Внучка Николая Ткачёва стала историком, часть жизни посвятила работе по поиску захоронения дедушки. Пока Балтийск и коса были закрыты для гражданских жителей, сделать это было сложно. Теперь же имя морского пехотинца высечено на плите мемориала.
ДИНА ТЮЛЬКИНА, ВНУЧКА ФРОНТОВИКА НИКОЛАЯ ТКАЧЁВА, ЖИТЕЛЬНИЦА ПЕРМИ:
— В 200 метрах от местечка Кадикахен были обнаружены тела трёх бойцов, Жариков, Нефёдов и Ткачёв. Их подобрали сапёры. Было захоронение первично на территории ракетной части. Сейчас мы туда не попадём. Позже было перезахоронение, их перенесли сюда, тех, кого подобрали на поле боя.
На могилу отца и деда родные приезжают последние 10 лет, уже появилась традиция: «фронтовые сто грамм» для Николая Ткачёва, венок от старшей сестры Валентины Николаевны и свежие цветы в горшочках.
Евгения Соловьева, Максим Вернер