Героем следующего сюжета на этот раз станет вот эта фотография. Сейчас отправим её адресату в республику Коми. Сигналу из нулей и единиц предстоит преодолеть по оптическим линиям связи более 2,5 тысяч километров. Корреспондент «Вестей» Глеб Федотов отправился на Север, чтобы получить это послание, а заодно узнать, какая «непростая связь» соединяет регионы Северо-Запада.
ГЛЕБ ФЕДОТОВ – КОРРЕСПОНДЕНТ
– Скорость света 300 тысяч километров в секунду. Расстояние от Земли до Луны он преодолевает за 1,2 секунды. Ну а чтобы отправить фотографию из Калининграда в Сыктывкар по оптоволоконной линии потребуется и вовсе – одно мгновение.
Республика Коми почти в 28 раз больше Калининградской области. При этом у компании «Ростелеком» здесь 3 магистральных канала, для сравнения в янтарном крае их 10. Связь, как воздух, пока она есть, её не замечаешь. Любая авария в сети отражается на жизни всего региона.
Чаще всего связистам досаждает не природа, а человек. Оптические линии рвутся во время дорожных работ, других ремонтов. Сердце кабеля – 8 тончайших стеклянных трубок. Оптоволокно сваривают в стерильных условиях, их нужно соблюсти в палатке посреди леса и в летний зной и в мороз за -30. Хотя уже при нуле стеклянные жилы крошатся даже от прикосновения.
ОЛЕГ КОВАЛЕНКО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР КОМИ ФИЛИАЛА КОМПАНИИ «РОСТЕЛЕКОМ»
– Норматив на затухание на одну сварку составляет не более 0,1 децибела. Если при сварке затухание будет больше, бригада или монтажник будет обязан по новой сломать, и варить до тех пор, пока не получит нужного качества.
Добраться до места аварии – не легче. Коми на последних местах в стране по количеству дорог с асфальтом. В тундру снаряжают целые экспедиции на поездах и вертолётах.
АЛЕКСАНДР ХУЦИЕВ – ДИРЕКТОР КОМИ ФИЛИАЛА КОМПАНИИ «РОСТЕЛЕКОМ»
– Если бригада едет на 10 километров, и проходит в пути полчаса. Или она едет там на 70 километров, проводит 2 часа плюс по грунтовой дороге . Это всё трудозатраты, время то идёт. В северных районах себестоимость значительно выше, чем в южных.
Две свежие муфты на месте этого обрыва проводов появились уже через час. Добирались кабельщики вдвое дольше, чем устраняли аварию. Именно столько времени город или посёлок оставался без связи с внешним миром — без телефона, интернета, и телевидения, будь она реальной, а не учебной.
Глеб Федотов, Василий Терехов