Более 150-ти участников исторической реконструкции, десятки тысяч зрителей. В поселке Лермонтово прошел фестиваль «Гумбиненнское сражение», который стал одним из крупнейших культурных событий в нашей стране. За ходом сражения и жизнью военно-полевых лагерей внимательно наблюдали корреспонденты калининградских «Вестей». В историю самой кровопролитной войны начала 20 века окунулась моя коллега Наталья Андреева.
Военно-полевой лагерь русский императорской армии. Жизнь здесь идет строго по уставу военного времени. Участники исторической реконструкции приехали со всей страны.
НИКОЛАЙ ШОКИН – УЧАСТНИК ФЕСТИВАЛЯ «ГУМБИННЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ»:
— Сейчас все палатки наглухо закрыты. Потому что скоро расположение будет выдвигаться на позиции. Для того, чтобы ничего дождём не замочило, всё закрыто. Вы видите, здесь располагается пулемётная команда, которая готовит сейчас своё снаряжение. Вот вы видите, у них бебуты лежат. Личный состав отдыхает.
Такая улица в русском военном лагере устанавливалась в течение часа. Те, кто сегодня носит форму начала 20 века, стараются максимально точно отразить все детали. Костюмы воссоздают по чертежам и старым записям, вплоть до состава тканей. А Багратионовский клуб исторический реконструкции так и вовсе живое историческое наследие тех, кто 100 лет назад воевал на этой земле.
АЛЕКСАНДР ПАНЧЕНКО – РУКОВОДИТЕЛЬ БАГРАТИОНОВСКОГО ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО КЛУБА:
— В Российской Имераторской армии был полк, который своим историческим традициями восходил к 6 Егерскому полку, в котором шефом когда-то был генерал…князь Пётр Иванович Багратион. И так вот судьба свела, мы узнали, что полк в составе 26 дивизии участвовал в событиях августа-сентября 1914 года на той земле, которая сейчас называется Калининград.
Детали, и еще раз детали. Особый подход к реконструкции немецкого лагеря. Ведь солдаты кайзеровской армии и воевали, и спали с комфортом. У офицеров с собой были даже пижамы.
— Вот у нас даже есть сенники, на которых мы спим. Это очень не простой быт на самом деле.
ВЛАДИМИР КОЛОТ — СЕРЖАНТ КАЙЗЕРОВСКОЙ АРМИИ:
— Спрашивают: «Как вы носите, почему реконструируете немецкую форму?». Видите, оснащение какое? Вот эти бранцы, скаточки. Все это приторочено. Наша задача сделать его именно таким, каким он был, противник. А он был серьезным. У русской императорской армии все снаряжение вы увидели. Это тоже максимальное снаряжение. И тоже достаточно непростое. Противники были фактически в равных каких-то весовых категориях. И когда максимальные сходятся эти махины, для зрителя, для всего, в этом то и есть, что все было непросто.
НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВА – КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Историческая достоверность – одно из главных условий таких фестивалей, как Гумбиненнское сражение. Сейчас мы находимся на территории условного хутора, который заняли австро-венгерские войска. И здесь можно увидеть, то как жили и воевали солдаты того времени.
Авcтро-венгерские войска на самом деле в Гумбинненском сражении участие не принимали, но организаторы говорят – здесь показаны условные бои лета-осени 1914 года.
В конце сражения после многочисленных ударов артиллерии и двух атак русское оружие торжествует. В этом году не устояла и мельница, которую на радость зрителям, взорвали. Более 12 тысяч выстрелов, хоть и холостых, раздалось из орудий участников исторической реконструкции.
АНТОН АЛИХАНОВ – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Нам это очень интересно и будем продолжать дальше, но самое главное то, что это выросло от людей, от тех, кто любит этим заниматься.
«Гумбинненское сражение» в очередной раз показывает роль России в самой кровопролитной войне начала 20 века. Не смотря на численное преимущество немецкой армии, русские войска вызвали в 8-й немецкой армии панику и вынудили противника отступить. Сегодня этот военно-исторический фестиваль считается одним из четырех крупнейших в нашей стране, наряду с Бородино и Крымской исторической реконструкцией в Севастополе.
Наталья Андреева, Василий Терехов