Если бы Стивен Кинг жил в России, он бы по достоинству оценил Гурьевский район. Рядом с посёлком Цветково настоящее кладбище домашних животных.
Всё как в книге — питомцы даже после своей смерти не дают покоя людям. Чем мешают незваные соседи? Как правильно проводить питомца в последний путь?
Обитатели этого кладбища — настоящие друзья человека. Но местные жители не рады такому соседству. Еще пару лет назад Валерия собирала в этом лесу грибы, а теперь тут стоят надгробия.
ВАЛЕРИЯ ДАНИЛОВА, МЕСТНЫЙ ЖИТЕЛЬ:
— Вы знаете, мы здесь вообще грибы собирали, да. Как бы это лес ну явно не для захоронения животных. И конечно нам не нравится. У нас есть кладбища два и так. И мы приезжаем, видим вот эти захоронения. Конечно, нам не нравится.
АНАСТАСИЯ МАХИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Это место, если можно так сказать, довольно популярно. Здесь даже протоптаны дорожки. Мы насчитали не менее 50 захоронений. А вот это было сделано сегодня. О чём говорит горящая лампадка.
Тут всё как у людей: оградки, еда, памятники. Кто-то даже оставил крашеные яйца.
ЕКАТЕРИНА ЕРЕМЕЕВА, МЕСТНЫЙ ЖИТЕЛЬ:
— Приезжают люди. Бывают по две машины. Бывают по одной. Они выносят кресты, они выносят тела. Они идут хоронить собаку. Животное своё. Там все плачут. Там прям трагедия. Действительно трагедия.
АНАСТАСИЯ МАХИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Питомец Симба был похоронен два года назад. Владельцы до сих пор ухаживают за могилой. Недавно тут были высажены тюльпаны.
В посёлке люди буквально разделились на два лагеря. Например, Вячеслав, владелец лайки по кличке Гектор, не против стихийного кладбища. Его кот Цезарь в прошлом году нашёл там свой покой.
ВЯЧЕСЛАВ КУЗНЕЦОВ, МЕСТНЫЙ ЖИТЕЛЬ:
— Мы не видели другого выхода, где захоронить, как обойтись дальше с трупом. В клинике не было предложения такого, чтобы может где-то какой-то крематорий.
На кладбище даже стоит специальный ящик, где хранятся перчатки для тех, кто хочет убрать могилку. Неподалеку лежит и лопата. Большая часть захоронений сделана не местными жителями. В основном, тут покоятся городские любимцы.
СВЕТЛАНА ЛАБКОВСКАЯ, СТАРОСТА ПОСЁЛКА:
— Жители могут быть кто-то против. Однако мы живём в сельской местности. Мы можем свою кошечку, собачку закопать на своей территории, а есть те люди, которые живут у нас в городе, в многоэтажках. Куда везти? Кремация стоит очень дорого.
Покоятся на кладбище не только собаки и кошки. Есть даже грызуны. Но насколько бы ни были ласковы любимцы при жизни, они могут стать опасны после своей гибели.
АЛЕКСЕЙ ВЫТРИЩАК, ДИРЕКТОР РИТУАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ:
— Частенько захоранивают не очень глубоко. Если говорить о захоронениях людей, то закапывают полтора-два метра. Владельцы животных часто это делают на глубину 30-40 сантиметров. Соответственно яды у животных выделяются на поверхность.
Эксперты говорят, что такие захоронения также могут разорять бездомные животные, они растаскивают останки по округе. В России регламент утилизации тела павшего животного закреплен и в официальных документах. В соответствии с ветеринарными правилами, трупы питомцев являются биологическими отходами.
ЕВГЕНИЙ ОГОЛЬ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО ПРОКУРОРА:
— Биологические отходы подлежат утилизации. Если это животные, не зараженные инфекционными заболеваниями, болезнями животных, то данные отходы являются умеренно опасными и подлежат сжиганию.
Таким образом, единственная легальная форма утилизации тела животного — кремация. Ну а память о любимце останется нетленной.
На наш запрос администрация Гурьевского муниципального округа ответила, что жалоб на захоронение домашних животных со стороны жителей не поступало. Сейчас идёт поиск средств для проведения экспертизы биологических отходов.
Анастасия Махина, Алексей Пономарев, Максим Вернер