Более 20 нарушений за пределами внутренних вод Российской Федерации. И это – только за последний месяц. С такими цифрами с охоты на браконьеров на берег вернулся морской дозор. Подразделения береговой охраны патрулируют акватории Балтийского моря, Куршского и Калининградского заливов. В рейд отправился и наш корреспондент – Кирилл Сергеев.
На «антибраконьерскую» вахту в акватории Балтийского моря заступает корабль «Василий Грязев». На его борту – сорок пограничников. В полном боевом составе. За сутки инспекторам приходится брать на абордаж до десятка судов.
АЛЕКСАНДР ПАШКОВ – КОМАНДИР КОРАБЛЯ «ВАСИЛИЙ ГРЯЗЕВ»
– Проверяются промысловые документы, документы на судно, документы экипажа. Суда иностранные, в частности, промысловые суда Польши и Литвы, которые следуют транзитом через нашу экономзону, могут спускать орудия добычи. Но такого в последнее время не было, контроль у нас ведется постоянно.
Спустя полчаса на радарах «Грязева» появляется первая «крупная рыба». Судно под названием «Марлин» выбрало почти всю свою квоту. Каждая новая рыбалка экипажа может оказаться вне закона. Бойцы береговой охраны действуют по принципу «доверяй, но проверяй»: к траулеру мгновенно оправляется «оранжевый» патруль.
ВИТАЛИЙ ВОРОНИН – СОТРУДНИК ПОГРАНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФСБ РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
– В связи с увеличением квоты для вылова шпрот на 5000 тонн до конца 2016 года, ожидаем активизацию по добыче именно этой породы рыбы. В связи с этим ожидается увеличение числа попыток рыбодобывающих компаний добывать рыбу сверх установленных норм, нарушать разрешения, выданных на добычу водных ресурсов.
Подсечь «Марлина» удалось лишь со второй попытки. Для досмотра судно отвели на более спокойный участок моря. Качка ощутимая. По словам пограничников, иногда такие заминки позволяют «черным рыболовам» подделать документы или сбросить лишнюю рыбу за борт. Впрочем, полностью «замести следы» браконьерам еще не удавалось.
КИРИЛЛ СЕРГЕЕВ – КОРРЕСПОНДЕНТ
– Самыми частыми нарушениями, которые фиксируют пограничники, являются упущения в ведении промысловой документации. Однако в редких случаях проверяющим удается обнаружить серьезный «перелов». Даже за незначительное превышение квоты капитану судна грозит крупный штраф, а за вылов редких пород рыбы – например, кумжи – и вовсе уголовная ответственность.
По итогам проверки траулер отпустили: весь дневной улов – килограмм кильки – рыбаки уже успели засолить. А для экипажа «Василия Грязева» работа только началась. Корабль будет бороздить просторы Балтики до окончания своих съестных припасов.
Кирилл Сергеев, Станислав Бердников