Тысячи слабовидящих калининградцев, выходя на улицу, сталкиваются с крайне неприятной ситуацией. Так называемая тактильная плитка, созданная специально для ориентации незрячих, зачастую уложена как попало.
Что это? Вина недобросовестных подрядчиков или погодные условия? С какими ещё препятствиями на дороге сталкиваются незрячие?
Бордюр, неровный асфальт, рельсы, ямы, ещё раз рельсы. Казалось бы, препятствия, которые можно обойти или перешагнуть. Вот только для слабовидящих людей такая дорога — настоящее испытание.
ИГОРЬ БИРИЛОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОРОДСКОЙ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ:
— Пешеходный переход идёт до середины. А потом он меняет направление. Я этого как человек незрячий, пользующийся тростью, никогда не пойму. Нет направляющих, нет островка.
У Игоря Бирилова инвалидность по зрению 1 группы. Говорит, безопаснее всего ходить вдоль бордюра. Вот только не везде они приподняты над землёй.
ИГОРЬ БИРИЛОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОРОДСКОЙ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ:
— Бордюра практически нет. Если бы был, я бы поставил тросточку вдоль бы шёл. Здесь я занимаюсь чем? Вот начинаю вспахивать. Она постоянно у меня соскальзывает, чтобы мне не терять направления.
Идём дальше. Ещё одно препятствие — дорожный знак. Столб серого цвета, незрячий человек его просто не замечает. Сложнее всего в вечернее время. Главная проблема — не везде создают доступную среду для инвалидов.
ИГОРЬ БИРИЛОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОРОДСКОЙ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ:
— Мне непонятно, когда это делается в новых застройках. Вот, например, улица Аксакова. Вот я вчера буквально там был. Пытался почту обнаружить. Это жалкое зрелище. Мне непонятно, где-то есть плитка, где-то нету, бордюры высокие на перекрестках и выездах со дворов и так далее.
Асфальт, ограждения, дома и столбы — всё сливается в одну гамму. Слабовидящий человек может различить только жёлтый цвет.
Именно поэтому пешеходные переходы и тактильна плитка окрашены в этот оттенок. Спецрельеф вдобавок указывает направление, как переходить дорогу или миновать иные препятствия. Вот только она разрушена.
ПОЛИНА ОГЛОБЛИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Это печально известная улица Автомобильная. Здесь тактильную плитку положили совсем недавно, и она не выдержала и одного сезона. Такое впечатление, что она растаяла вместе со снегом.
Тактильная плитка разрушается повсеместно. Традиционно это происходит после снегопадов.
ЕЛЕНА ДЯТЛОВА, ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНГРАДА:
— Пройдёт зима, выйдем на улицы города, будем определять причины её разрушения. Если это будет гарантийный случай, она будет устранена за средства подрядчика. Конечно, город должен быть в порядке.
Специальная пешеходная плитка облегчает ориентацию в городской среде незрячих пешеходов. Неправильно уложенная или разрушенная плитка дезинформирует тех, кому она в первую очередь предназначена. Власти обязались исправить ситуацию.
Полина Оглоблина, Михаил Эльбаум