
Со дна Балтийского моря поднимают ржавые предметы, которые с первого взгляда можно перепутать с тубусами. Однако в них нет карты сокровищ. Это взрывоопасные снаряды, которые пролежали в воде 80 лет в трюме затонувшей немецкой баржи и вокруг неё.
На глубине в 17 метров работают водолазы-сапёры. На дне Балтики прозрачная вода — явление редкое, потому погружаются к барже только в хорошую погоду. Ищут снаряды времён войны наощупь и максимально осторожно складывают улов в жёлтую корзину.
Примерно час проводят под водой сапёры, за их состоянием следит командир спуска. Водолазы работают группами от 2 до 5 человек. Только за последний месяц со дна подняли более 9,5 тысяч снарядов.
СЕРГЕЙ ДОМРАЧЕВ, НАЧАЛЬНИК ГРУППЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОДОЛАЗНЫХ РАБОТ, СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ:
— На барже находятся снаряды различных калибров, они разбросаны хаотично. Я считаю, что работы нужно проводить как минимум лет 5. Сложно оценить количество взрывоопасных предметов, которые лежат на этой барже.
Распространенное заблуждение, что снаряды, покрытые илом и ржавчиной, не опасны. Наоборот, фугасы, мины, авиабомбы, подверженные коррозии, непредсказуемы. Сотрудники МЧС передают эстафету военным.
АЛЕКСЕЙ РУБЦОВ, НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА МЧС РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— На берегу при помощи нашей техники перегружается на технику министерства обороны, которые увозят на полигон и уничтожают методом подрыва.
Судно с боеприпасами обнаружили дайверы ещё в 2009 году. С тех пор баржу пытаются обезвредить. Операция по разминированию в этом году продлится до 20 июня. Все это время на побережье возле Балтийска действует режим ЧС.
Полина Оглоблина