
Работа корабелов пользуется спросом. В Калининградской области только за один месяц спустили на воду сразу 4 судна. Как строятся корабли? Сколько времени это занимает? И почему процесс часто называют волшебством? На «Ушаковских верфях», единственной в регионе компании, которая возводит маломерные суда, побывала Марина Морозова.
На залитой солнцем набережной красуются яхты на любой вкус и цвет. Блестящие якоря еще не бывали в соленой морской воде. Но прежде чем судно гордо встанет на курс, предстоит кропотливая работа целой бригады опытных корабелов.
МАРИНА МОРОЗОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Вы только посмотрите – из таких тысяч деталей разного размера рабочие вручную собирают такие конструкции побольше. Спустя время получается вот такое произведение корабельного искусства, которое становится только лучше.
Именно в этом цеху собирают каркас будущего судна. По четко разработанным схемам все детали, словно пазл, складываются в единое целое. Несколько месяцев сварочных работ и горы металлической стружки – только потом яхта отправляется в следующий цех.
Блеск и глянцевое покрытие судно получает во время покраски. Здесь уже свое творческое начало проявляют маляры. В это же время другие специалисты готовят отделку для верхней палубы.
КИРИЛЛ ДРАСЕВ, ШТУКАТУР-МАЛЯР:
— Это полное подобие тика, дерева, но сделано из современных материалов, он полностью совпадает со структурой дерева, получается красивое, долговечное покрытие, износостойкое и легко подвержено восстановлению.
Большую часть времени занимают внутренние работы. Это и остекление, утепление и обшивка металла, настройка электропроводки, всех датчиков и моторов, укладка плитки, обустройство навигации и, наконец, расстановка мебели.
— Обшивка да, снизу вверх. Остальное как пойдет. Где готово, там мы уже начинаем чистовую отделку. Самое сложное – электрика и механика.
Трудоемкий процесс корабельной сборки занимает год или два, в зависимости от разновидности судна. Сейчас на «Ушаковских верфях» в работе 7 проектов. Только этой весной компания спустила на воду 4 судна. В последние годы «Ушаковские верфи» столкнулись с серьёзными сложностями. Обсуждали даже вариант переезда в другой регион. Но калининградская родина не отпустила.
ВИКТОР ЛИДЕР, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «УШАКОВСКИЕ ВЕРФИ»:
— Пришло время корректировать стратегию. Мы сейчас этим активно занимаемся. Выстраиваем разные кооперационные связи. Потому что тот объём, который на нас приходит, мы не справляемся, пытаемся выстроить отношения в том числе и в большой России, но мы здесь давно обосновались, и уходить не хотели бы.
«Ушаковские верфи» – это единственное в регионе предприятие, которое полностью выполняет процесс сборки судов от мелких деталей до спуска на воду. По всей России насчитываются десятки яхт, изготовленных в Калининградской области, говорит преемник отцовского бизнеса Владимир Лидер.
ВЛАДИМИР ЛИДЕР, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ «УШАКОВСКИЕ ВЕРФИ»:
— Мы производим всегда судна класса А, весь модельный ряд нам спроектировал голландский архитектор 12 лет назад. У нас от 10 до даже 20 метров проекты в линейке.
До конца года в компании планируют спустить на воду еще как минимум 2 новеньких судна. Работа над остальными продолжится и в 2026-м. Планы расписаны на несколько лет вперед.
Марина Морозова, Дмитрий Кулабухов