Научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» с калининградским экипажем и научной экспедицией на борту прибыло в Мурманск. Его доставил спасательный буксир. Напомним, три недели назад у приписанного к Калининграду судна, которое находилось в Карском море, отказал основной двигатель. Исправить поломку на месте не смогли. Было принято решение отбуксировать «Страхова» в ближайший крупный порт. Где его и встретили наши коллеги с ГТРК «Мурман».
АНДРЕЙ ЗАЙЦЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» ведут по Кольскому заливу. Более 20-ти суток волнений, переживаний и тревог позади, совсем скоро экипаж и группа учёных смогут сойти на берег.
5-го сентября в 9 часов 47 минут в Карском море в районе острова Белый произошла аварийная остановка главного двигателя. Какое-то время надеялись починить самостоятельно, но диагноз «заболевания сердца» судна оказался неутешительным. Самолечение не поможет.
АЛЕКСЕЙ АРДАШКИН, КАПИТАН НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СУДНА «АКАДЕМИК НИКОЛАЙ СТРАХОВ»:
— Форс-мажор. Никто от этого не застрахован. Вечный двигатель, к сожалению, у нас ещё не придумали.
Целью экспедиции были исследования дна в плане перспектив развития Северного морского пути. Подготовка — год. Когда не выдерживают механизмы, начинается проверка человека. Стрессовая ситуация — лакмусовая бумажка всех качеств.
НИКОЛАЙ СОРОХТИН, НАЧАЛЬНИК 58-ГО РЕЙСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СУДНА «АКАДЕМИК НИКОЛАЙ СТРАХОВ»:
— По-настоящему счастливыми могут быть только патологические идиоты, так и страх, и страх не испытывают те же самые люди. Конечно, страх присутствует в определённых моментах, но люди обычно справляются с ним. Произошло сплочение коллектива.
На помощь из Мурманска вышел многофункциональный буксир-спасатель «Мурман» «Морспасслужбы». На словах всё довольно просто. Подошёл, зацепил и потащил. На деле это далеко не так.
ИВАН КОПОСОВ, КАПИТАН МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА «МУРМАН»:
— Судно очень технологичное наше. Как обычно, чем больше механизмов, тем больше вероятность, что где-то что-то, не дай Бог, сломается. Поэтому внимание, концентрация механиков, штурманов всю нашу эту неделю с небольшим пути было на самом запредельном уровне.
Не обошлось и без суровых реалий северных морей. И во время перехода в порт Мурманск, и до этого во время ожидания помощи.
АЛЕКСЕЙ АРДАШКИН, КАПИТАН НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СУДНА «АКАДЕМИК НИКОЛАЙ СТРАХОВ»:
— Погода… Была местами, но сами понимаете, Карское море, осенне-зимний период. И шторма. Со мной всегда находился на связи замминистра Минобрнауки Могилевский.
На входе в Кольский залив «Мурман» передал «Академика» портовым буксирам. Здесь уже волноваться было не о чем. Да и во время всей буксировки даже небольшой шторм не испортил никому настроения, буксирная линия выдержала.
ИВАН КОПОСОВ, КАПИТАН МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО СУДНА «МУРМАН»:
— Хорошо у нас прошло взаимодействие. Капитан «Академика Страхова» очень опытный, очень приветливый молодой человек. Мы с ним по рации постоянно, несколько раз в сутки поддерживали связь, узнавали, как у них дела. Всё ли хорошо. С технической точки зрения как пароход исправен-не исправен и как моральный дух экипажа.
Кстати, крёстный отец судна сам легендарный исследователь Арктики, дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин. Может и это помогло. В любом случае никто после этого рейса не зарёкся больше ходить в море. Экспедиция перенесена на следующий год. Задачи будут выполнены. В этом не сомневаются ни моряки, ни учёные.
А. Зайцев, В. Егоров, Ю. Сысков