В этом году в программу капитального ремонта включено более 600 жилых домов по всему региону. Некоторые из них признаны объектами культурного наследия, поэтому требуют особого подхода. Архитекторы и реставраторы работают по принципу медицинской этики Гиппократа — «не навреди». Полина Оглоблина узнала, как в Калининграде восстанавливают дома довоенной постройки.
Для архитекторов это настоящая сенсация, поскольку этого орнамента нет ни на одном проекте здания. До наших дней не сохранилось архивных изображений дома на улице Леонова.
ПОЛИНА ОГЛОБЛИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Здание построено в стиле модерн и ему уже больше 100 лет. Несмотря на свой вековой возраст, многие элементы сохранились в очень даже хорошем состоянии. Например, эта фактурная штукатурка, выполненная грубым набрызгом.
Каждый новый фасад это открытие. Так можно описать работу тех, кто восстанавливает исторический облик объектов культурного наследия. Архитектор сравни доктору, а здание пациент, которому прописывают бетонные компрессы.
Наблюдается у фонда капремонта и жилой дом на Каштановой аллее. В народе он более известен как дом с розами. Он уникален своим рельефным панно на главном фасаде.
НАТАЛЬЯ ПЬЯНКОВА, ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Этому зданию посчастливилось, по нему есть такой достаточно известный открыточный вид, главный фасад этого здания — вилла Левандовски начала 20 века, ею мы и будем пользоваться при формировании внешнего облика здания.
В послевоенное время виллу перестроили, появился третий этаж. Сейчас это жилой дом, в нём 15 квартир. Елена Шилова живёт на Каштановой аллее почти 20 лет. С нетерпением ждёт, когда снимут строительные леса, и дом заживет по-новому.
ЕЛЕНА ШИЛОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА КАЛИНИНГРАДА:
— Хочу увидеть, чтобы было красиво, конечно, окна, окна по фасаду, по подвалам, барельефы, чтобы красиво выглядели. И цвет дома чтобы был приятный, не розовый цвет.
Всего в этом году в программу фонда капремонта попало 600 многоквартирных домов по всей области. Архитекторам предстоит разгадать еще немало тайн, что спрятаны на фасадах под слоями краски и штукатурки. Например, зачем под окнами первого этажа установлены лебёдки.
Полина Оглоблина, Николай Потоцкий