
Восстановить исторический облик здания, которое является одной из визитных карточек региона. В историко-художественном музее Калининграда завершается масштабная реконструкция фасада. Одна из ключевых задач ремонтных работ вернуть на главный портал маски начала прошлого столетия. Создать их копии удалось местным архитекторам по фотографиям и не только. Что олицетворяют собой эти маски сегодня, и какой сюрприз спрятали в одну из них?
«Радость», «Поющая», «Трагедия», а теперь и «Созерцание». Спустя более полувека все четыре восстановленные маски возвращаются на свои места и снова украшают фасад здания бывшего концертного зала Штадтхалле, а ныне – историко-художественного музея. Реставраторы воссоздали копии горельефов по фотографиям довоенного периода всего за три месяца.
МАРИЯ СИЗИКОВА, ДИРЕКТОР КОМПАНИИ-ПРОЕКТИРОВЩИКА:
— Скульптор слепил с фотографии 1в1 масштабную модель этих масок, мы согласовали эти маски, после этого их отлили в фибробетоне. Каждая маска весит чуть меньше 200 килограмм».
Подобные изображения масок использовались ещё в античные времена. Хотя и раньше они изображали персонажей мифов и служили оберегами, отпугивающими злых духов. Позднее маски стали символами различных видов искусства комедии, трагедии, поэзии и музыки. Для этого здания четыре горельефа в 1912 году создал скульптор Лотар Зауэр. Долгое время считалось, что все они были разрушены и утрачены во время войны.
ЛАТА ЧЕРНЯЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Восстановить исторические маски удалось по архивным фотографиям из фондов музея. А в 80-е годы прошлого столетия нашлась и одна из оригинальных масок – «Поющая». Её неподалёку от здания обнаружил житель Калининграда Валентин Никитин. До наших дней столетний артефакт сохранился практически полностью и стал одним из экспонатов музея.
За это лето строителям также удалось привести в порядок балконы и входные группы, обновить цвет фасада, который теперь полностью соответствует историческим материалам. На эти работы выделили более 23-х миллионов рублей. Ранее объект культурного наследия ремонтировали более 40 лет назад. Установка копий немецких масок завершающий этап реставрации фасада.
АЛЕКСАНДР МАКАРЫЧЕВ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СЕКТОРА ИСТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:
— Маски, кстати, являлись не единственным декором. Были также представлены и скульптуры, они находились пониже, их тоже было. Кто знает, может быть в будущем мы придём и к этому.
В знак вечности искусства и единства поколений внутри одного из горельефов сотрудники музея спрятали «капсулу времени» с фотографиями сотрудников. В послании «в будущее» для потомков даже сочинили памятные строки.
Теперь эти артефакты нынешних дней будет хранить третья маска – «Созерцание», которая олицетворяет задумчивость и размышление. Но совсем скоро у неё может появиться новое название. Историко-художественный музей предлагает всем посетителям поучаствовать в конкурсе на лучшую идею имени.
ЕКАТЕРИНА МАНЮК, ДИРЕКТОР КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:
— Если раньше маски отражали различные виды искусства, то сейчас они, допустим, могли бы отражать впечатления посетителя, когда он приходит в музей. Это может быть восторг, умиротворённое созерцание, разные эмоции. То есть глядя на эти маски, мы предлагаем нашим посетителям придумать им названия, может это будут шутливые имена.
Победители конкурса смогут получить памятные призы от музея. А преображение архитектурного памятника продолжится уже в следующем году. В будущем планируется обновить подсветку территории, кровлю музея и выставочные залы.
Лата Черняева, Николай Потоцкий