В Кафедральном соборе чуть не сломали орган

6 просмотров

Один из концертов в Кафедральном соборе едва не сорвался из-за поломки органа. Авария произошла в одном из основных узлов инструмента. Калининградский орган достаточно молод – всего восемь лет назад он прибыл в областной центр из немецкого Вердера. Состояние главного органа страны проверил Кирилл Сергеев.

Сегодня клавишно-духовой гигант в Кафедральном соборе звучит чисто и торжественно. Но на прошлой неделе орган преподнес ценителям классики неприятный сюрприз. Во время концертной программы «Ночь в соборе», как в сказке про Золушку, ровно в полночь сочинения Баха и Чайковского превратились в настоящую какофонию.

ИРИНА КУЗНЕЦОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ГАУ КО «КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР»:
— Пять нот гудело, гудело страшным образом. Все услышали, что орган звучит ненормально. И даже организаторы фестиваля сказали: «Мы заплатили деньги, но не для того, чтобы было такое безобразие». Сейчас, я считаю, что орган должен быть опечатан. И туда не должен входить никто из посторонних.

Ирина Кузнецова – доктор философских наук. 25 лет назад вместе с другими общественниками выступила с инициативой восстановления Кафедрального собора на Острове, который тогда был просто руинами. И сейчас Ирина Сергеевна всеми силами пытается спасти памятник культуры.

ИРИНА КУЗНЕЦОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ГАУ КО «КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР»:
— В марте этого года появилась новость о том, что меняется штатное расписание и должность органного мастера будет не предусмотрена. Поскольку в орган постоянно забираются люди, которые ничего не знают, не умеют и не имеют допуска, то он пришел в печальное состояние. Так я и не получила никакого обоснования. Не определены цели были этого безобразия.

Сотрудники собора большой беды в произошедшем не видят: инцидент на концерте, по их словам, был незначительным. Прямо перед выступлением внутри органа соскочил воздушный клапан. Механизм восстановили на следующий день.

ЕВГЕНИЙ АВРАМЕНКО, ОРГАНИСТ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА:
— Это рядовая достаточно поломка. Слетела пружина от нажатия клавиш, такое бывает сплошь и рядом. Залезли внутрь, поставили обратно пружины. Это не очень удобно, поскольку нужны тонкие пальцы и нужно очень аккуратно сделать. За некоторое время привели все в порядок. Надеюсь, больше никаких проблем в ближайшее время не будет.

По мнению общественников, такие поломки будут происходить все чаще: мастеров органного дела в области – считанные единицы. За инструментом Кафедрального собора ухаживает всего один человек вместо, как минимум, двух. Заполнить пробел руководство культурного центра планирует опытным российским специалистом. На примете – сразу несколько кандидатур.

СЕРГЕЙ МАЛОФЕЕВ, ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА:
— Он должен закончить специальную консерваторию, не только иметь слух, но и пройти полный курс обучения не только у нас, но и за рубежом, где более развито органное дело. Я думаю, в течение месяца-полутора этот вопрос «устаканится».

Судьбой крупнейшего органа Европы заинтересовались и его создатели – немецкая фабрика «Шуке». Калининградский комплекс инженеры считают едва ли не лучшей из своих работ. Свое отношение к происходящему в Кафедральном соборе сотрудники компании выразили в эпистолярной, но достаточно категоричной форме. Письмо в адрес наблюдательного совета лично отправил нынешний директор фирмы:

 «Этот органный комплекс очень ценный и должен быть срочно защищен от неквалифицированных людей. Сложившаяся ситуация приводит к затратам, в которых не было необходимости. Я прошу и призываю Вас защитить органный комплекс и настоять на запрете несанкционированного доступа к нему. Мы можем предложить Вам дату для проведения проверки технического состояния инструмента»

В ближайшее время органные концерты пока никто не отменял.

КИРИЛЛ СЕРГЕЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ
— Очередная генеральная уборка органа состоится уже в сентябре. Немногим ранее, в конце августа, провести ревизию приедет мастер из Северной столицы. Впрочем, в Кафедральном соборе ждут и специалистов из фирмы-производителя. Все для того, чтобы четыре миллиона евро – именно такова стоимость инструмента – не вылетели в трубу.

Кирилл Сергеев, Максим Вернер