Билет в жизнь для младенцев, одна из самых сложных операций в практике кардиохирургов, исправление врожденного порока при единственном желудочке сердца. Сегодня эти вопросы стали главными для ведущих кардиохирургов и кардиологов страны, которые съехались в Калининградскую область на всероссийскую конференцию. В Федеральном центре высоких медицинских технологий такие операции проводятся с самого его открытия. Поделиться опытом в наш регион приехали ведущие кардиохирурги со всей России, из Германии, страны СНГ. Открыл форум главный кардиохирург нашей страны Лео Бокерия. Наталья Андреева встретилась с врачами и теми пациентами, кому доктора дали путевку в жизнь.
На операционном столе пациент, которому всего несколько месяцев. Кардиохирургам нужно исправить врожденный порок сердца. Зеленая линия на мониторе – сердцебиение. Пока малыш на искусственном кровообращении, она почти прямая. Но как только порок исправлен, детское сердечко снова начинает биться.
НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВА – КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Сегодня в мире известно более врожденных 150 пороков сердца и более 200 реконструктивных операций, но самым сложным считается оперативное вмешательство, когда у человека всего единственный желудочек сердца. Здесь в калининградском кардиоцентре подобных операций в год проводится около десяти.
Дочка Светланы Февралевой — Вероника родилась именно с таким пороком. В Калининград она буквально примчалась из Ростова-на-Дону полгода назад. Теперь у маленькой Вероники позади две операции. Третья впереди.
СВЕТЛАНА ФЕВРАЛЕВА – ЖИТЕЛЬНИЦА РОСТОВА-НА-ДОНУ:
— Рекомендовали прервать беременность. Потому что первая операция очень маловероятный хороший исход. А здесь наиболее положительные шансы на выживание, поэтому поехали сюда.
В Калининградской области каждый год рождается 3-4 ребенка с синдромом гипоплазии левого желудочка сердца или с единственным желудочком.
ВЯЧЕСЛАВ БЕЛОВ – ЗАВЕДУЮЩИЙ ДЕТСКИМ ХИРУРГИЧЕСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫСОКИХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
— Мы можем путем этих трех операций, если все сделаем правильно – восстановим ту анатомию, которую мы хотели, физиологию, и гемодинамику, которая необходима пациенту. Если нет – альтернатива – пересадка сердца.
В Центре ежегодно оперируют более 300 детей. Операции по исправлению пороков при единственном желудочке сердца не самые частые, но самые сложные.
ЮРИЙ ШНЕЙДЕР – ГЛАВНЫЙ ВРАЧ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ВЫСОКИХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
— Это и колоссальные затраты коллектива, усилия, эти дети лежат месяцами в реанимационном отделении. И каждый ребенок, который выжил, вышел, но потом в итоге, в конце этого длинного пути мы получаем в принципе здорового ребенка.
Главный по кардиохирургии в нашей стране, директор знаменитой «Бакулевки» — Лео Бокерия настаивает не только на грамотном оперативном лечении, но и на последующей реабилитации детей.
ЛЕО БОКЕРИЯ – ГЛАВНЫЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЙ ХИРУРГ РОССИИ, ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ХИРУРГОВ РОССИИ:
— Мы в своем центре открыли впервые в своей практике детский Центр реабилитации для детей с врожденными пороками сердца, чтобы ребенок побыл с нами, чтобы мы выработали его, через годы его посмотрели, то есть планомерное все делали, я думаю, что такие филиалы должны появиться и в других центрах.
Здесь в Центре собран весь цвет российской кардиохирургии, ведущие врачи и Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Германии. Те решения, к которым они придут здесь, должны стать основой для новых подходов в сердечно-сосудистой хирургии.
Наталья Андреева, Максим Вернер