Сегодня ночью у причала Музея Мирового океана ошвартовался единственный в России плавучий маяк «Ирбенский». Он пришел из Кронштадтских доков после завершения корпусных работ. Вместе с сотрудниками музея на палубе нового музейного судна побывала и наша съемочная группа.
На часах – 23. На двухъярусном мосту скапливается народ. Ждут достаточно редкого для Калининграда события – подъем моста.
ОЛЬГА КОВАЛЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Здесь на Преголе завершается переход плавмаяка «Ирбенский» из Санкт-Петербурга к Набережной исторического флота Музея Мирового океана. Примечательно, что Калининград обошел северную столицу и стал новым домом для единственного в России плавучего маяка.
Встречать новый плавучий экспонат собралась вся дружная команда музейщиков.
СВЕТЛАНА СИВКОВА, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР МУЗЕЯ МИРОВОГО ОКЕАНА:
— Конечно же волнуемся. Конечно, жалко, что он ушел из Петербурга, но ведь у них был шанс и мы очень долго ждали, когда решение будет принято. И сегодня он уже в Калининграде.
Плавучий маяк «Ирбенский» был построен в Финляндии в 1962 году и больше 10-ти лет нес службу в Ирбенском проливе, ведущем в Рижский залив, помогал военным кораблям и гражданским судам проходить опасный участок Балтики.
А потом помощь понадобилась самому маяку. После распада Советского Союза корабль 20 лет простоял у причальной стенки в Ломоносове, а в 2010 году его выставили на продажу в качестве черного лома.
От распила корабль спасло вмешательство Музея Мирового океана. И сегодня каюты, ходовая рубка представляют плачевное зрелище, разломаны внутренние стены и переборки, вандалы сняли даже обшивку со стен.
АЛЕКСЕЙ ШУТКИН, ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ФЛОТУ МУЗЕЯ МИРОВОГО ОКЕАНА:
— Восстановим все, сделаем, все будет замечательно.
После докового ремонта в Кронштадте шесть с половиной дней плавания по суровой Балтике ветеран, хоть и с помощью буксиров, прошел с легкостью. Сергей 30 лет проводит корабли по Калининградскому морскому каналу. За плечами швартовка «Витязя», «Космонавта Пацаева», подводной лодки.
СЕРГЕЙ ШВОРЕНЬ, СТАРШИЙ ЛОЦМАН:
— Нужно вовремя контролировать и все нельзя открывать рот и спать, вовремя надо реагировать на все.
Встречали заслуженный маяк аплодисментами.
Чтобы перекинуть трап, пришлось разрезать металлическое ограждение. И первая, и пока единственная, экскурсия по кораблю. Оживет маяк через год-полтора, столько времени займет реставрация внутренних помещений, восстановление маячного оборудования.
Ольга Ковалева, Влад Косяк