Последний «огненный таран» героев! В Калининградской области перезахоронили останки лётчиков. Их самолёты были подбиты во время тяжелых боев Великой Отечественной войны. Экипажи повторили бессмертный подвиг Николая Гастелло.
Рота почетного караула застывает, словно отлитая в бронзе. В последний путь проводить летчиков-героев пришли десятки людей. Это поисковики, ветераны авиации Балтийского флота, юнармейцы и жители Пятидорожного.
Людмила Храмцова — бывший учитель истории поселковый школы, помнит, как в 1987 году помогала приводить братскую могилу в порядок, а сейчас в очередной раз пришла поклониться подвигу русских солдат.
ЛЮДМИЛА ХРАМЦОВА, ЖИТЕЛЬНИЦА ПЯТИДОРОЖНОГО:
— Это очень нужно для воспитания подрастающего поколения, и пока есть память человеческая и человек живет, это очень нужно и в воспитательных, и в патриотических целях, и чисто житейских.
Обломки двух «Летающих танков» поисковики обнаружили вблизи поселка Пятидорожное в 2020 году. Самолёты находились примерно в двухстах метрах друг от друга.
В первый экипаж входили лётчик Александр Мандрыгин и воздушный стрелок Михаил Дёмин. Это удалось быстро определить благодаря большим количествам наград, найденных на месте падения, а установить имена двух героев из второй боевой машины оказалось гораздо сложнее.
РУСЛАН ХИСАМОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «СОВЕСТЬ»:
— Уже ребята отчаялись, что не удастся опознать летчиков, потому что после военного периода многие детали самолета были растащены, и номерных агрегатов нам найти не удалось. И в один день попался люк, где был выбит номер этого самолета, и так мы узнали имена.
Во второй экипаж входили лётчик Николай Гальченко и воздушный стрелок Шота Чубинидзе. Красноармейцы в феврале 1945 года выполняя боевую задачу, были подбиты над Кёнигсбергом, но смогли дотянуть до своих.
Остов самолёта на болоте Целау в Правдинском районе обнаружили в начале нулевых и спустя 15 лет пытались достать.
За полтора месяца до Великой Победы экипажи Мандрыгин — Дёмин и Гальченко-Чубинидзе в районе нынешнего Пятидорожного добивали прижатую к заливу группировку немцев. Враг сражался не на жизнь, а на смерть. За сутки с задания не вернулось 7 наших самолётов.
КОНСТАНТИН МОРОЗОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Экипажи ИЛ-2 погибли в марте 1945 года. Оба штурмовика были подбиты, и лётчики понимали, что им не вернуться на свою базу. Поэтому направили свои машины во вражеские колонны. Поисковики при проведении работ обнаружили не только детали наших самолётов, но и вражеской техники.
Под траурную мелодию останки переносят к месту погребения. По традиции — горсть земли сверху. Ветеран авиации Балтийского флота Юрий Барышев считает, что поисковую работу нужно продолжать, пока имя последнего солдата не будет выбито на гранитной плите братской могилы.
ЮРИЙ БАРЫШЕВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ МОРСКОЙ АВИАЦИИ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА:
— Все воины должны занять своё почетное место на почетном месте и не должно быть забытых могил и неизвестных солдат. Каждый должен иметь своё место и свое имя, это должно помнить не только наше поколение, но и поколение после нас.
Салют в честь павших — воинская традиция. Прохождение торжественным маршем под аккомпанемент оркестра воинов-балтийцев завершил памятный ритуал воинской славы.
Константин Морозов, Стас Бердников