В Краснознаменском районе на берегу реки Шешупе местные жители собирали грибы и гуляли, не подозревая, что под их ногами находятся огромное поселение балтских племён и некрополь времён Великого переселения народов.
На месте археологического памятника раскопки провели сразу групп специалистов под эгидой Российской академии наук. Чем занимались люди, которые жили здесь полтора тысячелетия назад?
Некрополь площадью более тысячи квадратных метров. В нём археологи обнаружили захоронения людей и животных. С ними предметы быта, украшения, оружие.
Это бронзовая шейная гривна. Её носили мужчины и женщины 5-6 века нашей эры. Рядом застёжки от плащей, топоры и кости. Вероятно, тут был похоронен мужчина знатного происхождения.
ИРИНА УЖАСТОВА, СТАРШИЙ ЛАБОРАНТ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН:
— Сами эти раскопки очень показательные, потому что в этом месте, на этой территории уже очень долгое время не проводилось никаких вообще раскопок. И уж тем более не было известно о могильниках. Последние раскопки были, по-моему, в 90-х годах. Недалеко копалось селище. А раскопки могильников были здесь ещё до 1945 года.
Предположительно, в этом районе жили скальвы. Балтское племя, которое было родственно пруссам и соседствовало со жмудью и ятвягами — одними из предков современных литовцев.
В захоронении множество разнообразного погребального инвентаря. Это говорит о том, что люди были небедные, судя по всему, элита скальвов.
Они контролировали участок Янтарного пути. Торговцы переправляли солнечный камень и украшения с ним на территорию современной Италии.
ЕВГЕНИЙ КАЛАШНИКОВ, ДИРЕКТОР КОМПАНИИ, ОРГАНИЗОВАВШЕЙ ПРОВЕДЕНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ:
— Это находки в основном поселенческие. Это поселение. На поселении, это, в основном, что? Была посуда керамическая, которая разбивалась или там оставалась где-то в ямках, поэтому она, мы видим на столе, она фрагментированная. Это нужна ещё дополнительная работа над ними, чтобы склеить, собрать эти все горшочки, сосудики.
После того, как находку извлекут на поверхность, ей предстоит пройти ряд процедур: её очищают, фотографируют и описывают. Делают подробный рисунок каждого артефакта.
19-летняя Анна — художник, она не училась на историческом факультете. Но сегодня вместе с археологами является участником раскопок.
АННА ПУСТОБАЕВА, ХУДОЖНИК АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО РИСУНКА:
— Рисунок более точно передаёт объём, более точно передаёт сколы, впадины некие, тени на предметах, поэтому рисунок нужен и важен для научного отчёта.
На противоположном берегу реки Шешупе обнаружено поселение. Археологи предполагают, что это не случайность. Люди часто останавливались около водоёмов, чтобы было удобно поить лошадей.
АНАСТАСИЯ МАХИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Захоронения устраивали через реку, потому что считалось, что духи боятся воды.
КОНСТАНТИН СКВОРЦОВ, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН:
— Одновременно с работой археологов работают и палеозоологии, и антропологи, и многие другие специалисты дисциплин смежных. И, как результат, этого междисциплинарного исследования, я думаю, будут какие-то фундаментальные, первичные выводы о, собственно, населении этого региона.
Это охранно-спасательные раскопки. В будущем на этом месте будет проложен газопровод.
Археологическая экспедиция будет работать ещё неделю. Затем находки отправляют на экспертизу.
АНАСТАСИЯ МАХИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— После раскопок находки отправляют в музей. Некоторые из них попадают в экспозицию. Вот, например, эти экспонаты датируются 5-6 веком нашей эры. Это фибула — прабабушка современной застёжки. Сегодня она хранится в историко-художественном музее.
Анастасия Махина, Евгений Налабордин, Максим Вернер