Как получить максимальную прибыль при минимальных затратах, и не нарушить привычный уклад жизни во время строительства калийного рудника? Ученые из Минского института общей и неорганической химии сегодня проводят исследование руды, что залегает на глубине более километра в Багратионовском районе. По мнению белорусских специалистов, что занимаются разработкой месторождений на протяжении 58-ти лет, для Янтарного края добыча калийно-магниевой соли – это путевка в счастливое будущее. Но не все это мнение разделяют. Что ждет наш регион с началом производства калийных удобрений на примере белорусских разработок, выясняла наша съемочная группа. Из Минска и Солигорска – Наталья Андреева.
Дорога в подземелье ведет через эту дверь и шахту, длинной почти в 500 метров. Три минуты и мы в горной выработке. Здесь совсем рядом еще добывают калийную соль. А за этими дверьми … самая настоящая больница. Спелеолечебницу открыли после того, как все работы по добыче закончились. Для калининградцев эта экскурсия – уникальная возможность понять, что ждет жителей Янтарного края.
НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВА – КОРРЕСПОНДЕНТ:
Горизонтальные горные выработки в Багратионовском районе будут выглядеть практически также, как эти в Солигорске, за небольшим исключением. Вот такой прослойки, а мы видим, что это глина, в Калининградской области не будет. Ведь месторождение в Нивенском считается одним из самых чистейших, и обещают такой монолитный слой соли.
Характерные следы от горнопроходческих машин, витиеватые борозды, свидетельство отсутствия горного давления. И чем больше глубина залегания полезных ископаемых, тем меньше риска просадки земной поверхности при их добыче, — утверждают специалисты компании – разработчика калийно-магниевого месторождения в Нивенском. Если в Солигорске это 500 метров, то в Калининградской области – больше километра. Правда, подобных пустот у нас не будет. По технологии отработанная и пустая руда должна закладываться обратно.
ВЛАДИСЛАВ ЩЕДРИН — ГЛАВНЫЙ ТЕХНОЛОГ ПО ГОРНЫМ РАБОТАМ КОМПАНИИ «К-ПОТАШ СЕРВИС»:
— Обратная закладка будет производиться в тех выработках, в которых отпала необходимость, и вот обратная закладка, вы можете себе представить площадь, она будет просто заполнена, и все. И даже через много лет обрушения не произойдет.
Как из такой руды получить продукт, что принесет серьезный доход, при этом, не нанесет вред окружающей среде и не нарушит привычный уклад жизни людей? Это уже задача ученых.
Разработкой технологии по получения сульфата калия и переработки побочных продуктов производства сегодня занимаются ученые в Минске. Специалисты с колоссальным опытом работы в Институте общей и неорганической химии показывают нам калининградскую руду. Вернее ее химический состав.
ВЯЧЕСЛАВ ШЕВЧУК – ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ИНСТИТУТА ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ НАН БЕЛАРУСИ:
— Вы будете производить высококлассный продукт, высококлассное удобрение. Вы, наверное, 4 или 5 государство в мире, которое обладает этими ресурсами для производства этого типа удобрений.
ТИТР: НИКОЛАЙ КРУТЬКО – ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ НАН БЕЛАРУСИ:
— С точки зрения даже развития КО, вот на основе этого бишафита. Если его хорошо почистить, то это очень хорошее средство и для всех санаториев, он лечит и суставы и все, тот же калий-магний, кардиомагнил, известное лекарство. калий и магний, вот здесь уже и калий и магний есть.
Такой минеральный состав, как в Нивенском месторождении, встречается крайне редко. В России это первое и пока единственное месторождение такого типа. Оно содержит карналлит, кизерит, каинит, полигалит, и, конечно же, каменную соль. Некоторые из этих минералов можно использовать сразу после измельчения, а основной продукт – сульфат калия – будет получен в результате обогащения. Помимо калийных удобрений в Калининградской области можно будет производить и пищевую продукцию, и противогололедные средства, и составы для эксплуатации электростанций и бурильных нефтяных установок.
Наталья Андреева, Никита Бунаков