3 декабря — ГТРК «Калининград». Хотят помочь быстрее залечивать травмы, диагностировать заболевания на ранних стадиях и определять, что за мусор можно найти в море, чтобы его нейтрализовать. Всё это задачи, которые решают молодые учёные из Калининграда. Кто они, как пришли в науку и чего рассчитывают добиться?
Ультразвуковой миксер взбивает материал для исследования. Это кусочек жира, который больница после операции передала учёным. В отличие от «Бойцовского клуба», в научном обществе он становится основой не для подрыва, а для прорыва.
МАРИЯ ВУЛЬФ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЦЕНТРА ИММУНОЛОГИИ И КЛЕТОЧНЫХ БИОТЕХНОЛОГИЙ:
— Допустим, есть ожирение и диабет, и есть пациенты тоже с ожирением без диабета. И какие механизмы запускаются в одном случае, какие в другом случае мы пытаемся понять.
Соседняя лаборатория сейчас также, можно сказать, работает на жире. Из него извлечены частицы, которые поместили в раствор. И им «кормят» анализатор.
СТЕПАН САМОЙЛОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Этот прибор сейчас забирает клетки, чтобы сказать каждой из них: «Клетка, кто ты? Защитная или строительная? И какова твоя конкретная функция?». Это служит основой для уникальных исследований университета о том, как разные виды клеток сосуществуют и взаимодействуют.
Ольга Хазиахматова говорит, что, как и многие её коллеги, в науку попала как-то сама собой, по зову сердца. Среди родственников учёных или медиков нет. Сыграл фактор наставника. Сплочённая команда. Желание открывать, доказывать и проверять.
ОЛЬГА ХАЗИАХМАТОВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ЦЕНТРА ИММУНОЛОГИИ И КЛЕТОЧНЫХ БИОТЕХНОЛОГИЙ:
— Итоговое, конечно, мы смотрим максимально комфортные условия для этих клеток, для того чтобы сократить сроки восстановления при различных разрушениях костной ткани.
Физики рассматривают мельчайшие частицы микропластика. Они в несколько раз тоньше человеческого волоса. Это было найдено в море, изучение поможет понять, откуда оно попало туда, где его обнаружили. Лазером здесь просвечивают и тромбоциты. По ним можно попытаться предугадать, когда есть риск развития болезни сосудов.
АНДРЕЙ ЗЮБИН, ЗАВЕДУЮЩИЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОПТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НАНОСТРУКТУР:
— Я, к слову, сам из Немана, не из Калининграда. Вот. И у меня друзья мои. Приезжаешь и они спрашивают: ну, чем ты там занимаешься. Я говорю: ну, там, вопросом плазмогенерации, всё сложно, энергия течёт. Они говорят: всё понятно, можешь дальше не продолжать. Но когда это доходит до практической разработки. И применяется. Тогда это, мне кажется, самый главный выход учёного. В том числе тот, которого я бы хотел достичь. И мы все.
Аспирант Валерия проверяет, как окликаются частицы, которые намагничены наноматериалом. Её цель не только завершённый научный проект, но и примагниченная в исследовательскую работу молодёжь.
ВАЛЕРИЯ КОЛЕСНИКОВА, ИНЖЕНЕР ЛАБОРАТОРИИ НАНО- И МИКРОМАГНЕТИЗМА:
— Я решила учиться физике, потому что я считала, что физики самые весёлые люди. И я пока в этом не разубедилась. Много конкурсов, активностей вот не хватает людей и очень хочется, чтобы люди видели, что есть и прибыль, и интерес, и очень много возможностей.
Маленькие и большие открытия нуждаются в форме, в которой их можно применить на практике, а учёные и те, для кого они работают, в общем языке, чтобы полку исследователей прибывало, а идеи находили покупателей. Как это сделать, калининградцы смогут обсудить на конгрессе молодых учёных. Он закроет объявленный по указу президента год науки и технологий.
Степан Самойлов, Евгений Налабордин
ГТРК «Калининград» рассказывает Вам новости Калининграда и области сегодня. Самая оперативная информация от наших корреспондентов с места событий.
ПОСЕТИТЕ ГРУППЫ ГТРК КАЛИНИНГРАД В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: