Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, судя по его высказываниям, в скверном настроении. Он считает, что у литовской экономики не самые радужные перспективы в случае, если России удастся защитить интересы своих портов. Сквернялись представил, что порт Клейпеды может лишиться миллионов тонн нефтепродуктов, которые белорусские НПЗ производят из российской нефти и затем отправляют на Запад через Литву. Доходы от такого транзита — Это значительная часть литовского бюджета. Только с начала текущего года транзит через порт Клайпеды составил свыше 1,2 миллиона тонн.
Литовский премьер разволновался из-за того, что Россия теперь более активно будет отстаивать интересы своих портов, ориентируясь на то, что на российских грузах в первую очередь должны зарабатывать именно российские портовики. Переориентация нефти с белорусских НПЗ это рабочие места и зарплаты для портовиков Калининградской и Ленинградской области. При всём уважении к Литве, интересы наших рабочих России, конечно, ближе.
Поводом для беспокойства литовских политиков стали слова российского президента. Находясь в Калининградской области он обратился к российским нефтяникам с просьбой активнее сотрудничать с белорусскими партнёрами и мотивировать их на использование в логистической цепочке российские порты для отправки грузов. Сообщают об этом ВЕСТИ.
«На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти и использование нашей инфраструктуры», — заявил на совещании российский президент.
Железнодорожники Литвы отреагировали на это мгновенно. Глава ЛЖД Мантас Бартушка заявил, что в случае потери белорусских грузов придётся переориентироваться на внутренние перевозки или жёстче конкурировать с автотранспортом.
А премьер Литвы Сквернялис решил, что действия России это «экономическое удушение» Литвы. А, чтобы придать весомости своим словам, он решил высказаться и за своих соседей, добавив, что речь идёт не только о Литве, но и о Латвии с Эстонией.
Затем Сквернялис решил, что со стороны Москвы это не экономические рычаги, а политическое давление.
А в итоге литовский премьер и вовсе сделал глубокомысленный вывод о том, что «есть страны, которые принимают решения, руководствуясь политическими, а не экономическими мотивами», видимо вспомнив, как Литва вопреки любой экономической целесообразности руководствуется желанием во всём потакать курсу Вашингтона на европейском пространстве.