В Госдуме обсудили подготовку законопроекта о развитии целевого обучения

0

В Госдуме обсудили подготовку законопроекта о развитии целевого обучения. Он должен помочь создать условия открытого и равного конкурсного поступления на целевое обучение для всех выпускников школ.

Давайте для начала разберёмся в терминологии. Приём на целевое обучение — это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или предприятия. Понятие «Целевое обучение» появилось ещё в 60-х годах прошлого века.

Многие наши бабушки и дедушки заканчивали учебные заведения именно таким образом. Причём абитуриентам достаточно было сдать экзамены на положительные оценки. То есть хватило бы и троек, далее, после учёбы, им гарантировалось трудоустройство.

По новым правилам, принятым в прошлом году, абитуриенты должны самостоятельно найти заказчика своего обучения, пройти у него практику и вернуться с дипломом на работу. Пока эта форма обучения не самая популярная у студентов.

Это показывает и статистика. Как озвучили в Госдуме, 47% выпускников не работает по специальности, а 37% работодателей называют кадровый дефицит одной из проблем развития бизнеса.

В мае этого года президент поручил разработать меры по содействию трудоустройства выпускников вузов. Сейчас законопроектом впервые предлагается сделать целевое обучение доступным для всех абитуриентов на открытой конкурсной основе.

Подключиться должны и работодатели. Им предлагается на базе единой образовательной платформы размещать свои заявки. Предприятия смогут отбирать лучших и даже формировать требования к успеваемости студента.

А что это даст выпускникам? Гарантированное рабочее место. А вузы смогут соединять теоретическую подготовку с практикой. Пока, как мы знаем, с этим есть проблема.

Также законопроектом предлагается наряду с бюджетным целевым набором ввести набор в вузы за счёт частных инвестиций. Это вложения не только в студента, но и в научную школу, технологии и дополнительные тематические образовательные курсы подготовки специалистов. Вопросы обучения в аспирантуре также найдут развитие в законопроекте.

ИРИНА ЯРОВАЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ:

— Полностью концепцию закона поддержали крупные корпорации работодателей Ростеха, Росатома, ОСК, научного сообщества Курчатовского института, Российской академии наук и Российской академии образования, вузов, в том числе МГУ, МПГУ и Сеченовского университета, а также Минпросвещения и профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы. Мы совместим запросы экономики и возможности системы образования.

В феврале 2019 года в правительстве Российской Федерации назвали перечень специальностей, по которым будут вести целевое обучение. Это математическое моделирование, информационные системы, экономика, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, юриспруденция. Всего в список включено 500 профессий.

Ещё несколько положительных моментов. Целевой приём — это отдельный конкурс. То есть если абитуриент его не прошёл, он может участвовать в основном конкурсе.

Также есть возможность дополнительных бонусов от работодателя в договоре. Например, стипендия или оплата общежития. Возможность подработки в предприятии-работодателе во время учёбы. Риск со стороны самого студента один — если уж он выбирает себе эту профессию, то должен по ней и работать.

Иначе придётся платить неустойку работодателю. А к окончанию вуза нередко жизненные ориентиры у студентов меняются. Так что в свои 16-17 лет нужно очень взвешенно подходить к выбору будущей профессии и, как следствие, будущему месту работы.

Имя и почтовый адрес обязательны, если Вы хотите оставить комментарий. Все комментарии проходят премодерацию. *