В России вступил в силу закон о географических указаниях. Теперь слово, обозначающее место происхождения товара, может быть зарегистрировано как торговый знак.
Такой бренд будет охраняться законом. В Калининграде тоже есть свои региональные изюминки. Как закон может повлиять на продвижение нашей области?
СТЕПАН САМОЙЛОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Тульские пряники и оренбургский пуховый платок теперь могут стать товарами с зарегистрированной торговой маркой. И пряник, сделанный по рецепту тульского, но не в Туле, не сможет продаваться под таким названием.
О каком товаре, подарке, сувенире думает турист, когда слышит «Калининград»? Почти наверняка о янтаре. Именно солнечный камень и может стать первым региональным брендом.
МАКСИМ КУЗНЕЦОВ, БРЕНД-МЕНЕДЖЕР АССОЦИАЦИИ «КЛАСТЕР ЯНТАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»:
— На мировых рынках есть и польский янтарь, и прибалтийский янтарь, и так далее. И вот с точки зрения выхода на международные рынки это очень хороший шаг, очень хороший ход, который позволит позиционировать нашу область, и привлечь в том числе специалистов, саккумулировать их для развития этой области.
Кто и как вообще может сделать из товара такую интеллектуальную собственность?
СТЕПАН САМОЙЛОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Как указано в законе, зарегистрировать географическое указание может обычный житель. Или группа жителей. Организация или несколько организаций в союзе или ассоциации.
При этом товару присваивается географическое название, если он произведён на территории или обработан определённым образом, так, что возникают характерные свойства этого товара. Экспертизу будет проводить специальный орган по интеллектуальной собственности.
За рубежом подобные региональные торговые марки закрепляют юридически уже давно. В нашей стране это только появляется. В Москве сегодня даже запустили специальный поезд, посвящённый народным ремёслам.
ЛИЛИЯ ГУМЕРОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО НАУКЕ, ОБРАЗОВАНИЮ И КУЛЬТУРЕ:
— Тем самым регионы получили возможность ещё лучше, ещё больше продвигать свои товары. А следующим шагом мы видим присоединение России к Женевскому акту Лиссабонского соглашения, когда мы могли бы защитить и представить свои товары и на международном уровне.
Использовать географическое название — значит продвигать бренд. То есть можно печатать его на этикетках, в рекламе, объявлениях, в договорах, указывать в сети интернет.
Географическое указание включается в государственный реестр. И права на него охраняются как торговая марка. Свидетельство выдаётся на срок до десяти лет.
Причём этот бренд не затмевает основной, марку конкретной фирмы, но дополняет его. Говорит о том, что это товар из определённой местности, где такие вещи делают хорошо.
Как относятся к этой идее жители и гости Калининграда?
СТЕПАН САМОЙЛОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Мы пообщались с продавцами и покупателями изделий из янтаря, в том числе возле Музея янтаря и на новой официальной площадке на пересечении улиц Сергеева и Черняховского. Любопытно, что по мнению продавцов и местных жителей солнечный камень по определению является символом Калининграда, и смысла в проведении экспертизы вроде бы нет. А вот гости, наоборот, хотят получить гарантию, что они привезут домой янтарный сувенир именно из Калининграда.
МАРИЯ ЛАПИНА, ПРОДАВЕЦ ЯНТАРЯ:
— Янтарь весь калининградский. У нас другого нет, от слова совсем. 93% добывается в Калининградской области. Весь янтарь только местный.
ЕВГЕНИЙ ЛИТОВСКИХ, ЖИТЕЛЬ КАЛИНИНГРАДА:
— Я думаю, что всё это хорошо. Но забрендированное оно, получается, что стоит дороже. Соответственно, это вырастет в цене.
ЛИДИЯ ЯЦЕНКО, ПРОДАВЕЦ ЯНТАРЯ:
— Бренд — это очень здорово. Если мы будем ещё и указывать, что это калининградский янтарь, я думаю, это будет прекрасно. Потому что больше его нигде нет. Его просто нигде нет.
МАРИЯ ПОТЕХИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА ИВАНОВО:
— Приятно носить настоящую вещь, когда ты уверен, что это не подделка, что это защищено государством. Я думаю, это приятно знать.
ЛЮБОВЬ И ЮЛИЯ КОСЬМИНЫ, ЖИТЕЛЬНИЦЫ ОЛЕНЕГОРСКА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА:
— Килограммами тоже не повезёшь. Ну конечно, знаем, что тут янтарь, он славится Калининград янтарём. Ещё смотрим.
ОЛЬГА ЗАВАРЗИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА ОМСКА:
— Бренд должен цениться. За это нужно платить хорошие деньги, для того чтобы это была и память, и ты приобретал просто качественный продукт, интересный, который только здесь можно приобрести.
Представители ассоциации готовы зарегистрировать калининградский янтарь как торговую марку в этом году. Отметим, что балтийский самоцвет не единственный товар, который может стать региональным брендом. Например, рыбопереработчики вполне могли бы подчеркнуть качество каких-то видов консервов.
Но нужно ли делать из этого марку, улучшит ли это ситуацию в конкретной сфере или производители и так вполне успешно продвигают свою продукцию, которая говорит сама за себя это решать уже самим предприятиям региона.