Фасады отремонтированных домов на Ленинском проспекте в Калининграде напоминают театральные декорации. Об этом в интервью калининградским «Вестям» заявил советник ректора Московского архитектурного института Сергей Чураков.
Накануне он в составе экспертной группы ОНФ проверил качество работ по формированию комфортной городской среды в Калининградской области. Отдельное внимание архитектор уделил реконструкции хрущёвок, фасад которых выполнен в «Ганзейском стиле». Чуракову дома напоминают «театрализованную деревню в прусском стиле».
— Когда мы говорим об архитектуре ХХI века, нельзя оглядываться назад, к тому же на чужое прошлое. Тем более прошлое, которое выступает в виде театральной декорации. Есть такое понятие, как этнокультурная идентичность. Можно делать легкую стилизацию. Это очень сложно. Не каждый художник может быть архитектором. Я не очень понимаю, что такое за термин «Ганзейский стиль». Вообще, это выдуманная такая штука. Бессмысленная. Потому что Ганзейский союз — это экономический союз был. Великий Новгород тоже имел отношение к Ганзейскому союзу, однако архитектура была разная, принцип организации жизни разный. В Дании — одно, в Швеции — другое, на этом побережье Балтийского моря — третье. Но какой-то универсум выдуманный, это странно. Вы берёте очень плохую хрущёвку, которая, к сожалению, выходит на главную улицу. И, вот, эту очень плохую советскую хрущёвку переделываете в этот странный стиль, который равносилен тому, если ежа с ужом смешать. Город не может быть ярмаркой, театром или балаганом. Называйте, как хотите.
— Обычному жителю Калининграда может показаться, что это красиво. То есть, это с точки зрения архитектуры выглядит нелепо? Каково ваше мнение как профессионала? Обыватель скажет, что это «прикольно».
— Да, «прикольно». Но смотрите. «Прикольная» архитектура может быть в концертном зале, в казино. Жилой дом — это более серьезная вещь. Надо же предлагать обывателю варианты. Что можно сделать из его хрущёвки. Вот так, так и так. А жителям говорят: «Вот так, и больше никак». Горожанам надо предложить и объяснить это. Объявить конкурсное решение стилистики фасадов. У вас есть целый союз архитекторов. Там полно хороших архитекторов. Да, это важные для города объекты. Сейчас работает МАРХИ над вашими зданиями. Попросили, чтобы МАРХИ отработало варианты. Но опять же — условия. Сказали, сделайте, но в этой стилистике. И показывают образец в виде этого. Понятно, что кто платит, тот заказывает музыку.
— Если это декорации, как вы говорите, что можно было бы сделать, чтобы это не выглядело бутафорией?
— Архитектура, это очень дорого. Вы говорите, у нас на капитальный ремонт выделяется вот такая сумма. Вот такие технические условия. Здания находятся в таком-то состоянии. Я говорю, как архитектор, которому если бы предложили, я бы так делал. Вы начинаете работать с территорией, начинаете работать с людьми. Вы определяете, как это должно выглядеть. К каким стилевым предпочтениям это отнести. Потому что стиль и стилистика — это разные вещи. Стиль — это образ жизни. Стилистика — это декор, который мы рисуем. Тогда возникает проблема, что мы делаем принципиально. Мы делаем реверанс в сторону чужого прошлого? Или мы делаем форпост России на Западе? Или мы делам кукольный город на потребность туристам к чемпионату мира? Я не говорю о технической составляющей, потому что те деньги, которые потрачены на эти пенопластовые украшения, на эту странную двускатную кровлю, которая не нужна там совершенно, с точки зрения технологии, по-моему, можно было бы построить на этом месте нормальный дом.
— Что касается пенопласта, это же не самый прочный материал. Точнее, вообще не строительный материал.
— Там не пенопласт. Это я так сказал, чт бы не кидаться терминами. На самом деле, там эксклюзивный полистирол. Его приклеивают к фасаду и красят. Вот если приклеят плохо, то туда попадает влага. Зимой это замерзает и потом просто отрывается.
— То есть возможны проблемы в ближайшем будущем с фасадом?
— Обязательно. Это совершенно естественно. Вы же не будете стоять над каждым рабочим и смотреть, как он приклеивает тот или иной элемент. Да и кто знает, какой там полистирол. Может быть он поддельный. А если он действительно поддельный, то будет фонить фенолом или еще какой-то гадостью. Понятно, что нужно сделать красиво к чемпионату мира, но ведь есть другие приёмы, которые позволяют сделать корректные вещи.
— Вы вначале сказали о современной архитектуре XXI века. По вашему мнению, эти здания, хрущёвки, должны быть в другом виде, нежели который им придают сейчас?
— Мы сейчас живём в XXI веке. У нас совсем другое представление о пространстве, о количестве света. Чистые светлые тона, отсутствие финтифлюшек. А это обращение к кукольным вещам из книжки про Золушку. Если вы хотите сделать реальную архитектуру Кёнигсберга середины XVIII века, то сделайте её. Но то, что делается сейчас, это даже не тянет на стилизацию. Это театральная декорация. Там были свои принципы. Возьмите хотя бы пропорции окон. Посмотрите, какие она были в то время, а какие в хрущёвках. Откуда идёт тот или иной орнамент, завитушка или раковина? Теперь что, все жильцы должны ходить в костюмах XVIII века, чтобы соответствовать стилистике? Иначе получается стилистическая маскировка. У кого-то предпочтение к кукольным домам в стиле «Барби»? Но это же не значит, что весь город должен это принимать.
— В июле результат реконструкции домов на Ленинском проспекте вызвал пристальное внимание аудитории на форуме «Городская среда» в Краснодаре. Даже обсуждалось, что неплохо бы внедрить такую практику в других регионах России. Что вы можете на это сказать?
— Понимаете, форум — это форум. Мнение не назначается. Гениальным произведением объект не может быть объявлен решением какой-то коллегии. Не бывает такого. Это смешно. Моя самая главная позиция: Стилистическое оформление таких важных объектов, которые выходят на главную улицу города, требует публичного общегородского обсуждения. Не в кабинете, не среди своих, а на серьезных, открытых конкурсах на стилистику. Это решать людям, а не чиновникам. Что бы я первое сделал, это публичное обсуждение. И не один-два человека, а большинство населения. Это сложно организовать, но это можно сделать. Архитектор всегда выражает мнение социума. Он не рисует, в отличии от художника, картину. Это социальное искусство. И поэтому учитывать все эти тенденции мы просто обязаны. А у вас будет целая улица оклеена «пенопластом».
Tamara#1
Полностью согласна. Неужели не страшно было потратить кучу денег, изуродовать улицу, которая через год может превратиться неизвестно во что.