Польша выглядит более уязвимой к последствиям выхода Великобритании из Евросоюза, чем любая другая страна, сообщает Bloomberg. Польша является крупнейшим получателем помощи ЕС, а также крупнейшим на континенте поставщиком трудовых мигрантов.
Так, аэропорт «Ольштын-Мазуры», восстановленный за счет средств ЕС в размере 121 млн злотых ($31 млн), обслуживает почти 1 млн поляков, живущих и работающих в Великобритании (это треть всех граждан ЕС, проживающих в стране). Теперь не только их статус оказался под сомнением. Польша также будет получать меньше денег, поскольку ЕС теряет самого крупного чистого «донора» после Германии.
«Очевидно, что Brexit крайне важен для нас, — сказал заместитель министра иностранных дел Польши Конрад Шимански. — Если мы не справимся с этим успешно, это навредит внутреннему рынку».
Как сообщали «Вести.Экономика», 29 марта председатель Европейского совета Дональд Туск получил от правительства Великобритании официальное уведомление о выходе королевства из Евросоюза.
Процедура Brexit едва ли могла начаться в менее удачное для Польши время. Правительство страны все больше изолируется в Брюсселе после попытки сместить председателя Евросовета Дональда Туска, бывшего премьера Польши. В то же время страна полагается на инвестиции ЕС, чтобы предотвратить замедление экономики.
Более €250 млрд ($267 млрд) были или еще будут потрачены с 2004 г., когда Польша присоединилась к блоку. По сегодняшнему курсу доллара эта сумма превышает стоимость финансируемого США плана Маршалла — программы помощи Европе после Второй мировой войны.
Лидеры партии «Право и справедливость» заявили, что стремятся ослабить, а не укрепить институты ЕС после Brexit. В прошлом году премьер-министр Беата Шидло обвинила ЕС в угрозе польскому суверенитету.
Это создает реальный риск того, что экономика Польши объемом $477 млрд останется позади, если остальная Европа предпочтет интегрироваться быстрее после Brexit, считает экс-министр финансов Польши Мирослав Гроницкий.
«Самый большой успех Польши заключается не в том, сколько средств в ЕС она поглотила, а в том, насколько ее экономика открылась и выиграла от единого рынка, — сказал Гроницкий. — Если некоторые члены ЕС начнут углублять свои отношения без Польши, мы, безусловно, проиграем».
Нынешний бюджет ЕС действует до 2020 г. Переговоры о Brexit должны завершиться в марте 2019 г., и Польша будет внимательно следить за ними. Глава центробанка Польши Адам Глапински заявил, что «спокойное размышление» об экономике закончится, когда истечет срок согласованного бюджета ЕС. «Или раньше из-за Brexit», — сказал он.
Помощь ЕС способствовала ускорению роста экономики Польши до 3,9% в 2015 г. В прошлом году рост замедлился до 2,8% из-за спада в софинансируемых инвестициях ЕС после смены правительства и нового бюджетного цикла ЕС.
Средства ЕС были использованы для строительства всего: от дорог до водоочистных сооружений, муниципальных бассейнов и аэропортов, что является частью политики ЕС по улучшению уровня жизни в наиболее бедных регионах. Тем не менее зарплаты в Польше остаются в среднем в три раза ниже, чем в Великобритании.
Британия заявила, что стремится к скорейшему достижению соглашения о статусе граждан ЕС, проживающих в Великобритании, а также британцев, проживающих в других странах Европы.
Аэропорт «Ольштын-Мазуры» имеет собственную стратегию. С мая он планирует предлагать еженедельные рейсы в Норвегию, хотя в аэропорту заявляют, что это не связано с Brexit.