Барк «Крузенштерн» вернулся домой после почти полугода в дальнем плавании. Парусник участвовал в экспедиции, посвящённой 200-летию со дня открытия Антарктиды русскими моряками и 75-летию Великой Победы.
Все тяготы путешествия вместе с командой вынесли ребята из морских училищ Калининграда, Мурманска, Санкт-Петербурга, Астрахани. Какие испытания выпали на долю «Крузенштерна»? И как он завершил свою экспедицию?
СТЕПАН САМОЙЛОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Спустя 178 дней после отправления в трансатлантическую экспедицию «Крузенштерн» вновь в родном порту. В Калининград вернулись 119 курсантов, за плечами у которых теперь несколько месяцев практики в южных морях.
На причале ни родственников, ни друзей. Только официальные лица и журналисты. Ограничения, связанные с пандемией, существенно изменили программу путешествия «Крузенштерна». Вплоть до встречи в Калининграде.
Всё начиналось здесь же в декабре 2019-го. В путешествие отправились «Крузенштерн» и «Седов». Им навстречу уже спешила «Паллада». Первая часть экспедиции была посвящена 200-летию открытия Антарктиды. Логическим финалом стала мемориальная гонка неподалёку от берегов южного континента.
Почти сутки парусники соревновались в семибалльный шторм. И «Крузенштерн» стал первым.
МИХАИЛ ЕРЁМЧЕНКО, КАПИТАН УЧЕБНО-ПАРУСНОГО СУДНА «КРУЗЕНШТЕРН»:
— Это будет вписано золотыми буквами в страницы парусного спорта, в историю «Крузенштерна».
Затем пути парусников разошлись. Напомнить о Великой Победе и жертвах, ценой которых она досталась — это ещё одна цель экспедиции. Во всех портах, куда заходил «Крузенштерн», проводили мемориальные мероприятия. В мае на волны Чёрного моря спустили венок.
На обратном пути появился коронавирус, и порты закрылись. Курсанты воспользовались этим временем, чтобы лучше освоить морскую науку. На борту «Крузенштерна» оказались ребята с Балтийского, Чёрного, Каспийского, Баренцева морей. И дружеская конкуренция подстёгивала учиться лучше.
ДАНИЛА ГУРЖИЙ, КУРСАНТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО МОРСКОГО РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОЛЛЕДЖА:
— Особенно на авралах это было. Между фоком, первым и вторым гротом. Там в основном решалась, какая мачта будет лучше. В основном, второй грот был. Но мы тоже. Первые разы мы были, потом они. И так мы постоянно менялись.
Барк вернулся домой на три месяца раньше, чем планировалось. Однако это не помешало выполнить учебную программу.
МИХАИЛ ЕРЁМЧЕНКО, КАПИТАН УЧЕБНО-ПАРУСНОГО СУДНА «КРУЗЕНШТЕРН»:
— Все курсанты сдали с положительными, с хорошими оценками за практику, доказали свою компетентность на морские специальности матроса, моториста, электрика, рефмеханика и с честью прошли вот это шестимесячное плавание.
Калининградцы уже дома, а курсанты из других регионов улетают в течение недели. «Крузенштерн» будет ждать отступления коронавируса.
На вторую половину года пока рейсов не запланировано. Предполагается сделать ремонт двигателей. Но если ситуация изменится, барк готов отправиться в путь. Эта экспедиция показала, что запаса прочности хватит на много лет вперёд.
Степан Самойлов, Станислав Бердников