Знаковая дата в новейшей политической истории. Ровно 10 лет назад Владимир Путин выступил с речью на конференции по безопасности в Германии. Позже ее назовут Мюнхенской по аналогии с Фултонской речью Черчилля, с которой началась холодная война. Но Путин в Мюнхене предложил как раз модель мира без войн.
По сути, это был первый за десятилетия опыт откровенного разговора с Западом. Речь продолжалась 1 час 14 минут, и вызвала небывалый резонанс. То выступление и сегодня в списке важнейших дат на страницах европейских газет.
«В тот день Владимир Путин,- пишут теперь в Sueddeutsche Zeitung, — обвинил американского коллегу Джорджа Буша в том, что Америка сделала мир опаснее, а планы создания системы ПРО спровоцировали гонку вооружений».
В Мюнхене Путин говорил об ошибках мироустройства после холодной войны, навязывании стереотипов блокового мышления и вреде однополярности, которые ведут к хаосу.
«Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах — военной силы, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов. В результате не хватает сил на решение ни одного из них. Становится невозможным и их политическое решение, — говорил Путин в Мюнхене в 2007 году. — Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права».
Эти слова российского президента прозвучали за 4 года до начала «арабской весны», то есть до событий в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии, Сирии. Практически ни один внутриполитический конфликт не обошелся без внешнего — и чаще всего, военного вмешательства. Страны разрушались не столько гражданскими войнами, сколько последующими интервенциями и джихадистами, которые немедленно приходили туда, откуда уходил порядок.
Ближний Восток стал источником новой глобальной угрозы — международного терроризма. А миллионы беженцев изменили и облик, и образ жизни Старой Европы.
С появлением Дональда Трампа в Белом доме впервые появилась надежда на смену стратегии свержения режимов ради построения демократий. Но новый курс президента уже наталкивается на отчаянное сопротивление американских элит — так же, как когда-то намерения Обамы закрыть тюрьму в Гуантанамо и вывести войска из Ирака. Мир становится все более хрупким.
«Никто не чувствует себя в безопасности! Потому что никто не может спрятаться за международным правом как за каменной стеной. Такая политика является, конечно, катализатором гонки вооружений», — подчеркивал десять лет назад Владимир Путин в Мюнхенской речи.
Цифры говорят сами за себя. За прошедшие 10 лет военный бюджет США вырос на 80 миллиардов долларов и сейчас составляет 607 миллиардов. Военные расходы стран-членов НАТО — это еще 918 миллиардов долларов, которые в ближайшее время, по словам генсека Североатлантического Альянса Йенса Столтенберга, вырастут еще на 100.
Россия, у границ которой в эти дни как раз происходит переброска натовских батальонов, для сдерживания угрозы с Востока тоже увеличила военные расходы. Правда, причина — отнюдь не втягивание в гонку вооружений. Задача — за 10 лет комплексной модернизации поднять долю современных вооружений в армии до 70 процентов, а в ракетных войсках — до 100.
«Думаю, очевидно — процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого Альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение?» – задавал главный вопрос на конференции по безопасности в Мюнхене президент России.
К Мюнхенской речи Путина НАТО расширялось дважды — в 1999 и 2004 годах, присоединив десяток стран Восточной Европы от Венгрии до Эстонии. Но и после Мюнхена расширение Альянса не остановилось. В 2009 году его ряды пополнили Албания и Хорватия, завершаются переговоры о членстве Черногории. План действий одобрен для Македонии и Боснии и Герцеговины. Провоцирующая активность альянса в Грузии и на Украине во многом стала катализатором и российско-грузинского конфликта в августе 2008 года, и нынешнего украинского кризиса.
В странах Балтии размещаются командные пункты управления войсками и тяжелые вооружения. Интенсивность военных учений альянса за 10 лет выросла почти вдвое. Против кого направлены маневры союзников — очевидно.
Британцы, например, используют для обозначения противника танки и военную форму, похожие на российские. Все эти десять лет, что прошли после выступления Путина в Мюнхене, речь российского президента цитируют, что подтверждает ее актуальность. За эти же десять лет России удалось вернуть себе место среди лидеров мировой политики и убедить партнеров уважать позицию Москвы.