В Минэкономики выступили за борьбу с поддельными запчастями, подсчитав, что половина из них на российском авторынке — контрафакт. Чтобы бороться с этим, министерство предлагает ставить на детали чип-метки, как в ранее запущенном пилотным проекте по маркировке шуб.
Замдиректора департамента развития секторов экономики Минэкономики Павел Финк сообщил, что российский рынок запчастей и автокомпонентов составляет порядка $40 млрд в год, при этом половина деталей — это контрафакта и 80% составляет импорт. Данная информация была озвучена на заседании комиссии РСПП по автопрому и сельхозмашиностроению и экспертного совета комитета Госдумы по экономполитике, пишет «Коммерсант».
Чиновник отметил, что для стимулирования российских производителей нужно больше бороться с таким контрафактом. В Минэкономики пояснили, что для пресечения контрафакта сейчас реализуется пилотный проект по маркировке (чипизации) меховых изделий. По запчастям — «как вариант, может быть применен аналогичный подход». Для этого ФНС создала базу по отслеживанию меховых изделий — от изготовления до продажи. Цена контрольной метки составляет не более 22 рублей за штуку. Но актуальных результатов пилота пока еще нет, говорят в Минэкономики.
В Минпромторге рассказали, что маркировка мехов с августа 2016 года показала себя наиболее эффективным инструментом противодействия незаконному обороту продукции. Министерство заинтересовано в расширении списка товаров, подлежащих маркировке, «в наиболее короткие сроки». Сейчас Минпромторг прорабатывает введение маркировки на обувь, древесину, авиакомпоненты и др., но для адаптации бизнеса к нововведению нужно учитывать удельную стоимость единицы продукции, рыночную конъюнктуру и т. д.
Проблемой поддельных запчастей озадачены и автодилеры. Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД) направила в Минпромторг письмо с идеями по борьбе с «серыми» сервисами. Предложено «законодательно закрепить регулирование рынка сервисных услуг», подвергнув их лицензированию и создав «инструмент контроля качества со стороны государства». Кроме того, необходимо зафиксировать квалификационные требования к сотрудникам и поставщикам запчастей.
Но собеседник издания среди автоконцернов заявил, что потребителя уже защищает закон и сам производитель, выдавая сервису статус официального. И хотя никто не заинтересован в поддержке серых дилеров, «нельзя сделать выбор за покупателя». Другой источник в отрасли считает, что лицензирование принесет дополнительные издержки, которые поднимут цены для покупателей, при этом, по его мнению, «серый рынок никуда не денется и в него будет уходить только больше людей».