Четвёртый из семи. Поисковики в Багратионовском районе собирают обломки штурмовика Ил-2. 75 лет назад, в марте 45-го, на юго-западных подступах к Кёнигсбергу шли ожесточённые бои. Немцы отчаянно сопротивлялись, и за сутки над небольшим полем сбили семь советских самолётов. Сейчас поисковики нашли четвёртый. На раскопках побывала наша съёмочная группа.
Весенняя охота в самом разгаре но это звук не приманивания, а поиска. Дюжина добровольцев исследует место, где разбился советский штурмовик Ил-2.
Это поле неподалёку от посёлка Пятидорожное поисковики посещают уже несколько лет. В марте 45-го в этом районе советские войска добивали группировку немцев. Враг сражался не на жизнь, а на смерть. И за сутки подбил семь самолётов. Это уже четвёртый, который удалось найти.
РУСЛАН ХИСАМОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «СОВЕСТЬ»:
— Большая доля вероятности, что мы нашли именно место падения, что самолёт именно в эту точку ударился, разбился и сейчас вот ребята пытаются собрать те немногочисленные фрагменты, которые остались в послевоенный период от этого самолёта. Потому что для нас каждая деталь важна, на которой может быть набит либо номер самолёта, либо номер двигателя.
То есть ищут, прежде всего, цифры. Номера обычно наводят на конкретных людей. Установить имена бойцов также можно по комплекту наград, по их сочетанию или редким знакам отличия. Всё это довольно мелкие детали, поэтому поиск в данном случае на сто процентов ручная работа.
АЛЕКСАНДР ЗАЙЦЕВ, УЧАСТНИК ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «СОВЕСТЬ»:
— Перетираем комья земли вручную. То есть на ощупь проверяем. Все мелкие фрагменты обнаруживаем. Небольшой фрагмент обшивки.
Место падения — это опорная точка. Обломки могут быть и в 50, и в 100 метрах от неё. Поэтому поисковикам нередко приходится просеивать немалое поле.
СТЕПАН САМОЙЛОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Вот этот странно выглядящий прибор, который похож на остов от детского манежа, на самом деле тоже металлоискатель. Он сейчас даёт помеху на наш микрофон. Такой шум. Он позволяет находить даже большие предметы на глубине до нескольких метров. Вот здесь определённо что-то есть.
Найденный значок Одесской школы пилотов подсказывает, что здесь погибли опытные люди. Версии, кто бы это мог быть, есть: например, экипаж Героя Советского Союза Александра Покликушина или экипаж Василия Моисеева, кавалера трёх орденов славы. Нужны подтверждения. То есть цифры или награды. Если не повезёт найти их быстро, поисковики будут работать здесь до лета.
Степан Самойлов, Юрий Твердюк