В Калининграде обсудили проблемы, связанные с жизнью детей с инвалидностью

В Калининграде обсудили проблемы, связанные с жизнью детей с инвалидностью

просмотров

Представители некоммерческих организаций, чиновники и родители детей с инвалидностью из многих регионов России впервые собрались все вместе в Калининграде, чтобы обсудить проблемы, связанные с жизнью таких ребят. Почему встреча прошла именно здесь, как подготовить учителей школ к ученикам с особенностями, и какой специализированный образовательный центр появится в ближайшее время в Калининграде, расскажет Евгения Соловьёва.

Ребята не боятся сцены. Они часто выступают, причём не только перед небольшой публикой, но и на крупных мероприятиях. Это и есть ещё один способ социализации детей с нарушениями здоровья.

Форум прошел в 58-й школе Калининграда, где уже четвёртый год проводится обучение детей, в том числе с нарушениями здоровья. Сначала ребята попадают в ресурсный класс. Здесь парт всего шесть, а основная часть помещения отдана под уголок для релаксации. Это стартовая площадка, откуда они смогут впоследствии перейти в нормотипичный класс.

СВЕТЛАНА РОДИОНОВА, УЧИТЕЛЬ РЕСУРСНОГО КЛАССА ШКОЛЫ №58:

— Когда ребёнка в класс хотим инклюзировать, мы смотрим, какой это будет класс? Есть ли там уже дети с нарушениями ОВЗ, не будет ли это дополнительной нагрузкой для учителя? Это не просто какой-то класс, куда пальцем попали, туда и отправляем.

Для учеников класса, куда будет направлен ребенок с ОВЗ, проводят «уроки доброты». А для учителей различные семинары и тренинги. Чтобы педагогу понимать, что делать, если ученик внезапно начал ходить по классу или кричать. Так специалисты центра из Санкт-Петербурга, используя аппаратные методы диагностики в рамках нейрокоррекции, объясняют природу поведения детей с ментальными проблемами.

ТАТЬЯНА ЕФИМОВА, ДЕТСКИЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ:

— У нас есть исследовательская база. Когда мы можем прямо на экране демонстрировать, что происходит с нервной системой, головным мозгом и исходя из этого предлагать определённые стратегии поведения и проведения самих уроков.

Работать необходимо даже с самыми сложными детьми, которые считаются безнадёжными, уверен Андрей Царёв из Пскова. Его 30-летний опыт доказал, это помогает и семьям, и бюджету региона. Человек, у которого есть множественные нарушения из-за различных поражений мозга всегда будет зависим от посторонней помощи. Вопрос только, в какой степени.

АНДРЕЙ ЦАРЁВ, ДИРЕКТОР ГБОУ «ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ:

— Средствами образования, средствами сопровождения мы помогаем человеку снизить эту зависимость от посторонней помощи. Соответственно, он живёт в обществе, он активен, он включается в общение с людьми. Государство тратит на него меньше денег, если бы он был в условиях стационарного обслуживания.

В Калининградской области проживает четыре тысячи детей-инвалидов. Статистика последних трёх лет показывает, их число увеличивается. Связано это с возросшей миграцией в наш регион семей, в которых воспитываются дети с особенностями. Это значит, здесь есть для них необходимые условия. Так, например, не во всех городах страны за счёт государства можно получить такое дорогостоящее средство, как ступенькоход за полмиллиона рублей.

АЛЕКСЕЙ ФЕЩАК, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:

— Когда ребёнку требуется какое-то техническое средство в виде, например, глюкометра, специализированной кровати, специализированного кресла для автомобиля, если это ребёнок с ДЦП, то такое техническое средство предоставляется бесплатно за счёт средств областного бюджета.

Социализация человека с инвалидностью должна идти с рождения и до взрослого возраста. Так в Калининграде уже есть подобные инклюзивные детские сады, школы, техникумы. А уже в сентябре появится центр профессиональных компетенций для подростков-инвалидов. Дети, начиная с 10 лет, смогут на его базе проходить обучение, чтобы получить свою первую профессию.

Евгения Соловьёва, Михаил Эльбаум