В ходе стремительного наступления в январе 45-го, советские войска овладели городом всего за одну ночь. Военнослужащие Балтфлота, казаки и представители патриотических объединений совершили ночной поход, повторяющий направление удара 16-й и 18-й гвардейских дивизий.
Колонна из сотни добровольцев выдвигается из посёлка Калужское в Черняховск. Впереди 20 километров пути. Направление на юго-запад. Морпехи и реконструкторы идут с полной выкладкой.
На горизонте ни огонька, тьма кромешная. Дорога неезженая. Ноги вязнут в снегу. За колонной двигается легендарный ГАЗ М-61-73.
Егор Хоба, житель Калининграда:
— Она ходит с войны, ещё ходить и ходить ей.
Это первый в мире полноприводный седан. Для высшего комсостава Красной армии было выпущено всего около двух сотен таких автомобилей.
Перед началом похода участников марша напутствовал Зия Салихов, участник штурма Инстербурга, артиллерист. Ветерану 96-й год.
Зия Салихов, участник штурма Инстербурга:
— Сейчас пушки не бьют, не бомбят, справятся как-нибудь.
Боекомплект с собой. Вес зимней экипировки и снаряжения более 20 килограммов. Телекамера и армейский ватник значительно легче.
Виталий Хвалей, корреспондент:
— Двадцатикилометровый ночной марш-бросок на Черняховск. Ох, как не просто, жарко, небольшой привал на чай и движемся дальше.
Марш памяти – это не просто физическое испытание, это дань уважения тем, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны. Штурм бывшего Инстербурга был стремительным, цена выполненной задачи – высокой.