
В Калининградской области сосуществует множество культур и традиций. Некоторые из них по-настоящему уникальны. Антон Сурский занимается гуслицкой росписью церковных старообрядческих книг. И он единственный в России, а, возможно, и в мире, кто возрождает традицию, которая появилась в конце 17 века и была утеряна в 20-м столетии. Александра Пережогина встретилась с современным переписчиком.
В Калининградской области живёт один из немногих в России переписчиков старообрядческих книг. Мастер-самоучка, каких единицы, и его работы. О нём снимают фильм гости из Москвы.
Деревья, листья, яблочки, цветы и птицы. Все то, что видели мастера гуслицкой росписи, находит отражение на страницах певческих книг. Это искусство было утеряно, но вот она – работа современного переписчика, калининградца Антона Сурского.
– Закончено только две-три работы.
Много это или мало, если на создание одной такой книги Антону понадобилось четыре года. Мастер только набивает руку, требуется большое терпение, ведь художественного образования у него нет.
–Черным красителем, затем наносится золото, потом поочередно краски красный, зеленый, синий.
Яркие краски – это одна из особенностей гуслицкой росписи. Традиция зародилась на востоке Подмосковья, эту местность называли Гуслицами. Сюда во второй половине XVII века, спасаясь от преследований, бежали старообрядцы. Книги запрещалось печатать, нужно было переписывать вручную. А для их украшения появился собственный стиль.
Антон Сурский единственный в России, а, возможно, и в мире, занимается гуслицкой росписью на таком высоком уровне. Существуют мастер-классы, на которых расскажут об этом ремесле, но не более. Поэтому Антон стал героем документального фильма «Гуслицы. Край души». Проекта, который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
– Ты же глядел на вятку и на гуслицу? Конечно. Почему, не имея не тех и не других корней, ты ушел в гуслицу, а не вятку?
– Нравится чувство объема. Картинка будто живая, на нее смотришь, как будто все эти листочки, все побеги, асимметрия.
Съемочная группа работала в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Калининграде. Интерес к гуслицкой традиции у режиссера Дарьи Артюшковой появился несколько лет назад. Девушка родилась в Воскресенске, городе, который располагается по соседству с Гуслицами.
ДАРЬЯ АРТЮШКОВА, РЕЖИССЁР ФИЛЬМА «ГУСЛИЦЫ. КРАЙ ДУШИ»:
– Об Антоне мы узнали с помощью священника, который непосредственно служит в одном из гуслицких храмов. Неудивительно, что в Калининграде существует старообрядческая традиция, потому что гуслицкая традиция пустила свои корни по всей стране. Гуслица была центром переписи книг, книги поступали в разные города.
Удивительно, но Антон никогда не был в Гуслицах. Съемочная группа решила это исправить. Сейчас наш герой в Подмосковье, знакомится с культурой, которую сам неосознанно начал возрождать.
– Для меня это будет знаменательное событие, которое разделит мою жизнь на «до» и «после».
Александра Пережогина, Юрий Дахов