В Калининградскую область вернется фестиваль «Гумбинненское сражение». В этом году памятные мероприятия будут посвящены 110-й годовщине со дня начала Первой мировой войны. О важных этапах развития движения исторической реконструкции вспоминали на встрече в Гусеве.
Профессор кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Аранович рассказывает о том, как он открыл для себя мир военно-исторической реконструкции.
АЛЕКСЕЙ АРАНОВИЧ, ЭКСПЕРТ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
— Это я в 89-м году. Без бороды. 35 лет назад. Когда мы начинали заниматься историей Первой мировой, Гражданской войны, всё было по-другому, чем как воспринимается сейчас. Для нас это была часть жизни, это не театр, игровая история — это часть жизни.
Реконструкция знаменитого Гумбиненнского сражения в августе 2014-го года проводилась в Калининградской области у посёлка Лермонтово. Памятные мероприятия были посвящены 100-летию со дня начала Первой мировой. Фестиваль «Гумбиннеское сражение» стал одним из самых масштабных в стране.
— Но, если ты живёшь этим и глубоко занимаешься изучением эпохи, для нас уже с годами стало более значимым посещение мероприятий в том же Совхозном, в Матишкемене.
Участники встречи задают множество вопросов, связанных с организацией военно-исторических фестивалей, сильное впечатление всегда производит кавалерия, но как правильно подготовить лошадь.
— Дорого содержать, но самый главный вопрос — она обстрелянная должна быть лошадь?
— Мы лошадей всегда обстреливаем, потому что бывают казусы.
— Я в мундире на лошади, стреляет пушка, там единственная лужа была, было сухо, лошадь меня выбрасывает через голову и прямо в эту лужу.
Гусевцы интересуются взаимоотношениями энтузиастов внутри движения исторической реконструкции.
— Идёт градация возрастания чинов, как это происходит у реконструкторов?
— А всё очень просто. Есть бесстыжие, которые сразу становятся большими начальниками, но их не признают.
Алексей Аранович в движении реконструкторов не ради чинов и званий. Его знания называют бесценными, за помощью в создании исторических фильмов обращаются многие знаменитые режиссёры, список картин, где он выступал в роли консультанта весьма внушительный, среди них: «Гарпастум», «Крылья империи», «Столыпин».
НИКОЛАЙ ПЕРКУСОВ, КУЛЬТУРОЛОГ:
— Каждая встреча, она как глоток воздуха и на востоке происходят такие события потрясающие, когда к нам приезжают гости из Москвы, Санкт-Петербурга, есть что уточнить и дело Первой мировой войны, которая у нас забытая, каждый раз появляются новые материалы, это вопрос, который до конца не закрыт.
АЛЕКСЕЙ АРАНОВИЧ, ЭКСПЕРТ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
— Если говорить о сегодняшней встрече, хотелось немножко развеять представления о том, чем занимаются реконструкторы. Это не только люди, которые собирают материалы по костюмам, а потом бегают на фестивале «Гумбинненское сражение». Это люди, которые занимаются глубоким изучением фактуры, понимают эпоху, понимают строевые упражнения, понимают работу с оружием, понимают, что такое держаться в седле.
В Гусеве Алексей Аранович выступил ещё и в качестве научного сотрудника местного историко-краеведческого музея. Для многих участников встречи это стало приятным сюрпризом. Профессор кафедры истории и теории искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна оказывает помощь в создании новой экспозиции, которая откроется во втором корпусе Гусевского музея после завершения его ремонта.
Виталий Хвалей