
В министерстве регионального контроля прошло совещание по работе управляющих компаний. Только в прошлом году в правительство области поступило больше 20 тысяч обращений с жалобами на работу этих организаций. Что входит в обязанности управляющей компании и что делать в случае, когда работы не выполняются совсем или выполняются некачественно, расскажет Марина Морозова.
Около 22 тысяч. Именно столько обращений в министерство регионального контроля поступило за 2024 год. 92% из них связаны с жилищно-коммунальным хозяйством, обслуживанием многоквартирных домов. В этот процент входят и жалобы от жильцов на работу управляющих компаний, а точнее на её отсутствие или недобросовестное выполнение.
ДЕНИС БЕЛОЗЁРОВ, И.О. МИНИСТРА РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Тарифы, это начисление оплаты, это уборка помещений, это капитальный ремонт. Всё, что связано с обслуживанием со стороны управляющей компании, со стороны организации, которая договора оказания услуг заключает со стороны организации по многоквартирному дому.
А что входит в обязанности управляющей компании? Кроме начисления ЖКУ и работы с должниками, это ремонт и обслуживание лифтов, подъездов, крыш, подвалов, фасада, дворовой территории, водопровода, отопления и электрики. Так же уборка подъездов и мусоропроводов, содержание контейнерных площадок, если они находятся рядом с домом и включены в общее имущество.
Проверка качества воды, отопления и электроэнергии и в случае сбоев или неполадок взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями тоже входит в обязанности управляющей компании. И своевременный ремонт за счёт средств жильцов.
Что делать, если управляющая компания не справляется со своими обязанностями? Первый шаг для решения проблемы — это письменная претензия в саму управляющую компанию. Она может быть личной или коллективной. Если никакой реакции нет, как и изменений в работе, то следующий этап — жалоба в Государственную жилищную инспекцию. Её можно подать через Госуслуги или прийти лично.
В случае нарушения закона о защите прав потребителей, можно обратиться в Роспотребнадзор. Например, если не предоставляют информацию об услугах или вы недовольны качеством их выполнения.
В прокуратуру стоит обратиться, если проблему не решили после обращений в Государственную жилищную инспекцию и Роспотребнадзор или нарушений не обнаружили, но вы их ощущаете, видя состояние дома или подъезда. Последний этап — подать заявление в суд. В зависимости от ущерба, спор будет решать или мировой суд, или районный.
Также можно обратиться в министерство регионального контроля области. Это можно сделать через портал Госуслуги или через письмо.
За этот год, то есть за неполные семь месяцев, на управляющие компании возбуждено столько же административных дел, сколько было за весь 2024. Такая статистика говорит об ухудшении работы компаний и показывает, что с этим стремятся бороться.
ДЕНИС БЕЛОЗЁРОВ, И.О. МИНИСТРА РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Конечно, нам приходится на сегодняшний день применять весь спектр предусмотренных законодательством требований в адрес управляющих компаний. Это исключение дома из лицензии. У нас один дом в этом году исключён из лицензии одной управляющей компании. Следующий — это дисквалификация должностного лица, директора компании. Мы на сегодняшний день по двум компаниям находимся в судах.
Последняя мера — это аннулирование лицензии для работы управляющей компании. На сегодняшний день идут судебные разбирательства по двум организациям.
Наименее долгосрочным и более мирным способом будет коллективное расторжение договора с управляющей компанией. По крайней мере, так предполагается. Если все ваши соседи недовольны качеством предоставляемых услуг, вы можете организовать собрание собственников, на котором будет принято общее решение о смене управляющей компании. Желательно отразить данные об этой встрече и утверждённый на ней документ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Это обеспечит прозрачность решений и поможет избежать фальсификации протоколов общего собрания собственников.