Сегодня 75-я годовщина начала Восточно-Прусской наступательной операции Красной армии. Оплот прусского милитаризма был очень хорошо укреплён. И отсюда немцы могли нанести удар по советским войскам, которые уже продвигались к Берлину. Отсечь группу армий врага и оттеснить её к морю удалось только к концу месяца. Операция растянулась на долгие 103 дня.
Современный Калининград неразрывно связан с Восточно-Прусской операцией. Напоминания о событиях 75-летней давности буквально пронизывают весь город. Вот, например, площадь маршала Василевского, того самого, который завершал Восточно-Прусскую операцию. И сюда выходит улица генерала Черняховского, который эту операцию начинал. И улица 9 апреля того самого числа, когда этот город был взят советскими войсками.
Но до штурма Кёнигсберга со дня начала операции прошло почти три месяца. Продвигаться по территории Восточной Пруссии было тяжело. Для немцев это была родная земля. Они вырыли здесь тысячи километров траншей.
Гавриил Иванович промерял эти рубежи своими ногами. Вместе с войсками 2-го Белорусского фронта теснил врага с юга, с территории Польши.
ГАВРИИЛ ХОМЕНКО, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, УЧАСТНИК ШТУРМА КЁНИГСБЕРГА:
— Очень плохая была погода. Несколько раз пытались наступать — не получалось. Потом один из прекрасных дней здесь, значит, бомбёжка и вперёд.
На самом деле авиации в штормовом балтийском небе работать было опасно. Зачастую пехота и танки оставались без поддержки с воздуха. Константин Евгеньевич помнит, как после одной из бомбардировок его ТУ-2 подбили.
Это было уже после взятия Кёнигсберга. Приземлился стрелок Близнецов в лесу на территории нынешнего посёлка Александра Космодемьянского.
КОНСТАНТИН БЛИЗНЕЦОВ, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, УЧАСТНИК ШТУРМА КЁНИГСБЕРГА:
— Ну, я повис немножко. Стукнул. Там метра два с половиной было упал. Упал ну и, как это обычно, пистолет. Ну и слышу: «Не доставай, не доставай! Свои тут. Сейчас подберём».
Добить врага, который представлял реальную и огромную опасность, удалось только в самом конце войны. В начале же операции, в январе, ровно 75 лет назад, советские войска вязли в плотной обороне врага. И добиться прорыва удалось благодаря решению генерала Черняховского. В бой был брошен резерв. 11-я армия генерала Галицкого. Она возникла перед врагом внезапно.
ГЕННАДИЙ КРЕТИНИН, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР БФУ ИМЕНИ И. КАНТА:
— Это немыслимо даже если сейчас взять. А там надо было идти в снегопад, по раскисшим дорогам, соблюдая принцип маскировки, чтобы противник не обнаружил перемещения такой массы войск. И за сутки совершили этот марш. Это вообще уникально.
После такого манёвра за неделю соперник был оттеснён к морю. И советские войска могли беспрепятственно продвигаться на запад.
Степан Самойлов, Максим Вернер