Высокотехнологичное импортозамещение. В Калининградской области построят завод по производству накопителей энергии. Выпуск батарей для электромобилей начнётся в ближайшие годы. Проект реализует госкорпорация «Росатом», её глава Алексей Лихачев побывал в Калининграде с рабочим визитом. Какую пользу это принесёт региону?
Это рукопожатие можно назвать историческим. Глава «Росатома» Алексей Лихачёв и губернатор Антон Алиханов закрепили им соглашение по строительству нового завода. Такого производства в регионе ещё не было. В Калининградской области начнут выпускать литий-ионные аккумуляторы.
АНТОН АЛИХАНОВ, ГУБЕРНАТОР КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Это самый крупный завод на территории нашего региона и один из крупнейших заводов будет, в принципе, в стране, то есть больше 120 тысяч квадратных метров промышленного строительства только первого этапа. Для нас это очень важно новые рабочие места, больше 1200 новых рабочих мест. И особенно важно, что это Восток региона.
Производство разместится на площадке Балтийской АЭС в Неманском округе. Её строительство заморожено. Ежегодно после реализации всех этапов проекта на заводе будут изготавливать накопители энергии общей мощностью 4 гигаватта. Такого объёма хватит, например, чтобы оснастить батареями 50 тысяч электромобилей.
АЛЕКСЕЙ АНКУДИНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Производимые в Калининградской области накопители энергии будут использоваться для электротранспорта. Как раз перспективы выпуска электромобилей обсуждались здесь в регионе на предприятии «Автотор» обсуждались во время визита главы «Росатома».
Производство электромобилей на «Автоторе» планируют начать в 2024 году, пилотная серия может быть выпущена уже через год. А в следующем десятилетии экологически чистый транспорт в перспективе займет половину всего автопарка региона.
АЛЕКСЕЙ ЛИХАЧЁВ, ГЛАВА ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСАТОМ»:
— Энергопереход в автотранспорте он, конечно же, задача будущих лет. И нам нужно в эти будущие годы не зависеть от рынка, а обеспечить свое автомобилестроение и технологически, и что называется физически с точки зрения компонентов, с точки зрения самого продукта российской поставкой. Это будет чистый общественный транспорт, это будут чистые автомобили, погрузчики, перевозчики.
Для такого инновационного производства нужна мощная научная база. Гости из Росатома посетили технопарк БФУ имени Канта. Учёные университета занимаются передовыми исследованиями, например, в области рентгеновской оптики.
ИВАН ЛЯТУН, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК БФУ ИМЕНИ КАНТА:
— Оптика это, в первую очередь, ключ к развитию метода рентгеновской микроскопии. Это анализ, это возможность видеть жизнь и в биологии, и в физике, и в материаловедении на нанометровых разрешениях. Всё делается нашей командой.
Укрепление технологического суверенитета — это ключевая задача, которую перед собой ставит «Росатом». При этом проекты госкорпорации помогают региональной экономике. Поддержку окажет и федеральный Минпромторг.
ДЕНИС МАНТУРОВ, МИНИСТР ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РФ:
— В перспективе линейку производимых в Калининграде электросиловых модулей планируется расширить не только на легковые машины, но и поставлять их для легких коммерческих автомобилей, электробусов, грузового автотранспорта. И в целом создаваемый технологически-промышленный задел поможет приступить к полномасштабной реализации, утвержденной не так давно Правительством концепции развития электротранспорта у нас в стране.
Для региона это означает строительство сети электрозарядных станций, иными словами электрозаправок, к тому потребуется генерировать больше самой электроэнергии. Завод по выпуску батарей планируется построить к 2025 году.
Алексей Анкудинов, Александра Пережогина, Александр Полонский