Любой, кто интересовался вопросами обучения детей, не мог обойти тему частных школ и пансионатов и их особенностей развития за рубежами нашей родины.
Первое, что может удивить при знакомстве с этой темой – это тот факт, что обучение в таких учреждениях (закрытое, элитное образование) зачастую сопряжено с изоляцией на время обучения. Подобную систему обучения частная школа в Москве Классическое образование не практикует.
Несмотря на неблагозвучное звучание слова «изоляция», такое обучение детей, при котором ребенок не мог общаться ни с кем, кроме учителей и одноклассников, было признано необходимым и прогрессивным для своего времени. Оно обеспечивало охрану детей от негативных проявлений общества.
Почему обучение в закрытых пансионатах было признано необходимым и прогрессивным для своего времени?
Каждый взрослый человек прекрасно знает, какое влияние оказывают на ребёнка взрослые люди. Далеко не каждый из них желает добра и может научить только хорошему, как бы банально это ни звучало.
Максимально исключить возможность влияния деструктивных/социально опасных личностей, явлений на ребенка, создать для него особую среду, в которой обучающегося окружают исключительно доброжелательные наставники и однокашники с одинаковым социальным статусом — необходимость и одно из основных требований качественного базового образования, результатом которого является полноценная, разносторонне развитая личность.
Каждый из нас понимает, что «идеальное» = «нереальное»
Поэтому мы также знаем примеры отрицательной оценки обучения в пансионе, в элитных закрытых школах и т.п. С давних времен известно, что каждое правило подразумевает и наличие исключений.
Любое явление имеет как минимум два полюса измерений, оценки. В то же время, нельзя не понимать, что «копнув глубже», можно всегда найти определенные доказательства того, что некоторые из критиков обсуждаемого явления, как правило, либо вообще не учились в подобных школах, либо были отчислены оттуда за неблаговидные проступки.
Если попытаться быть максимально объективными, то следует признать, что на сегодняшний день нет достаточно аргументированных доказательств ни преимуществ, ни недостатков школ каждого типа (и элитных, и типовых).
Однако по факту мы имеем результат, который показывает, что много выдающихся людей достигли высот в своей карьере благодаря тому, что вовремя попали в образовательную среду закрытого типа (пансион, закрытая частная школа и т.п.).
В Московских школах современной России уже есть попытки создать подобные учреждения, но реализация таких проектов пока идет с разной степенью успешности. О принципах, на которых даёт образование частная школа Классическое образование мы расскажем ниже.
Почему при создании закрытых образовательных учреждений в России возникли сложности?
Сложности в достижении результата легко объяснимы, ведь наиболее известные западные школы существуют столетиями, в них накоплен колоссальный опыт обучения в такой среде. В то время как в сегодняшней России попросту нет частных школ, которым было бы более 30 лет. Пионерами не государственного образования в РФ были частные школы Москвы. Мы только в начале пути воссоздания и создания современного качественного и элитарного частного образования в нашей стране.
Здесь важно отметить, что в наши дни человечество столкнулось с новым вызовом, с которым люди, в том числе и преподаватели, и ученики не сталкивались на протяжении предыдущих столетий. Это «мировая паутина», интернет-пространство как социальный феномен и как ресурс образования.
С одной стороны, тысячелетний опыт человечества показывает, что для хорошего образования и воспитания необходимо изолировать ребенка от «влияния улицы».
Конечно же, это не сводится к ограничениям по прогулкам или спортивным занятиям на свежем воздухе, а проявляется только в ограничении процесса воспитания детей от негативных проявлений жизни. Такие ограничения направлены на исключение/изоляцию тех факторов, которые оцениваются обществом, специалистами, нами как негативные, деструктивно влияющие на процесс гармоничного и разностороннего развития личности.
Важно понимать и то, что здесь нет цели оградить ребенка от общества. Вспомните книгу «Оливер Твист» Чарльза Диккенса. В этом романе 19 века прекрасно показано, как может меняться уровень воспитания и будущее ребенка в зависимости от того, какие люди его окружают. До конца 20-го столетия оправдывала себя концепция школ, где ребенок был ограничен от влияния улицы за счёт проживания в пансионе.
С другой стороны, очевидно, что с приходом в нашу жизнь интернета и социальных сетей «концепция пансиона» потеряла свою ценность, морально устарела.
С того момента, как в руках ребенка появляется коммуникационное устройство, с помощью которого он может общаться с неограниченным кругом лиц и узнавать то, с чем знаком не каждый взрослый (телефон, смартфон, компьютер, планшет и т.п.), «улица» в её новом проявлении прорвала искусственно установленные преграды.
В любой момент с помощью интернет-связи ребенок оказаться вне реальной среды: может дружить бесконтактно через социальные сети, познакомиться с теми явлениями и событиями, которые тщательно от него скрывали, так как считали опасными для развития детей. Какой-либо глобальный практический смысл в обучении в пансионе пропал. Разве что осталась функция — облегчить кому-то из родителей нелегкий труд по воспитанию детей. Однако цель создания пансионов была иная.
В московской частной школе «Классическое образование» мы пошли по иному пути.
Мы сознательно выбрали путь дневного обучения, в рамках которого ребенок получает хорошее образование вне отрыва от дома.
Итак, невозможно отрицать, что интернет уже прочно стал частью реальности, от которой полностью изолировать ребенка просто невозможно. Было бы глупо бороться с тем, что уже стало естественной средой обитания и жизни. Гораздо конструктивнее — определить место и роль этого фактора в жизни, в развитии, в процессе обучения и воспитания.
Мы вполне способны сделать так, чтоб всемирная сеть не стала единственным пространством развития ребенка.
Мы определили что в частной школе Классическое образование во время учебно-воспитательного процесса ничего не должно отвлекать ребенка от деятельности, которую он осваивает. Особо это касается начальных ступеней образования.
Поэтому для учеников младших классов и средней школы мы установили правило, которое не позволяет пользоваться обучающимся мобильными устройствами во время посещения уроков и на переменах. Для того, чтобы родители не беспокоились о своих детях, у нас налажена связь через классного руководителя или администрацию школы.
Если в школе вопрос с интернетом можно решить путем аналогичным нашему, то как же быть родителям дома? И возможно ли в школе изолировать ребенка от интернета?
Начнём с последнего вопроса. Очевидно, что изоляция ребенка от интернета не может быть оценена однозначно. Все уже давно поняли и приняли как факт то, что интернет играет слишком большую роль в жизни каждого из нас, даже несмотря на наличие его негативного влияния.
Вряд ли кто-то возразит против того, что путём полных ограничений от многих аспектов реальной жизни, мы в результате получим человека, который будет ограничен в своих ресурсах, слабо разбираться во всех реалиях жизни, а также чувствовать себя обделенным в сравнении с теми, кто не ограничен.
Если ранее в пансионе обычную уличную жизнь детей можно было заменить активными играми со сверстниками, прогулками, хобби, то интернет-общение и поиск нового и интересного в сети, заменить очень проблематично.
В этом отношении намного проще родителям, дети которых учатся в дневной школе. Они могут отслеживать, что именно ребенок делает в интернете, на какие сайты он часто заходит и т.п. Сегодня им в помощь есть различные компьютерные программы.
Наши педагоги и привлеченные специалисты в настоящее время разрабатывают краткий курс обучения для родителей по рациональному использованию интернет-ресурсов в деле воспитания детей, освоению ими способов ограничения негативного влияния интернета на жизнь ребенка.
Итак, интернет – это не то явление, с которым необходимо бороться просто потому, что он есть
«Хорошее» и «плохое» (полезное-вредное, конструктивное-деструктивное и т.п.) в нём сопряжено точно также, как и в окружающей нас жизни, во всём вокруг нас. Огонь может согреть, а может обжечь.
Наша задача — научить ребенка пользоваться всем, что окружает его с пользой для собственного развития. В этом смысле современное обучение работе с интернет-ресурсами аналогично по сути целенаправленному формированию навыков обращения с огнём у первобытных людей.
Уверен, что только совместная работа школы и родителей способна привести к тому, что интернет станет безопасным и максимально полезным для развития ребенка Тот ребёнок, педагоги и родители которого будут действовать слажено и в интересах его полноценного и разностороннего развития, добьется в жизни гораздо большего, чем другие.
Автор: Владимир Анатольевич Двойнишников, директор частной школы «Классическое образование»
Рецензент: Виктор Эдуардович Пахальян, кандидат психологических наук, профессор. Научный редактор журнала «Психологическая наука и образование». Ведущий специалист Московской службы психологической помощи населению.
Реклама. ОАНО «Классическое образование»