В польском городе Вроцлаве произошла шокирующая история. Там отец, чья дочь ходит в государственную школу, обвиняется в разжигании ненависти на национальной почве за сорванный им в учреждении украинский герб.
«Вся история началась в прошлом году, когда пошел за дочерью в школу. Я должен признать, что не обращал внимания на антураж заведения. Однако, когда я ждал дочь у школьного зала, заметил на подставке, у двери в библиотеку, антираму с цветами Украины и расположенным посередине “тризубом”. Не знаю, как для других, но для меня присутствие этого символа в польской школе является оскорблением, равнозначным размещению там свастики», — рассказал герой вроцлавской истории Мадей Кшиштоф.
Возмущенный мужчина снял лист с украинской символикой и выбросил его в мусорную корзину. Выходя из библиотеки, он заметил на окнах коридора наклеенные листы формата А4 с цветами флага Украины. Их он тоже снял и положил на скамейку, стоящую рядом. Как позже выяснилось, украинские символы были размещены в школе в рамках проекта «Толерантный европеец».
По свидетельству Кшиштофа, он пытался объяснить дочери, кем были украинцы, которые убивали поляков. К сожалению, эти объяснения были прерваны учителями. Кшиштоф также рассказал о том, что его дочь ходила по школе с лицом, раскрашенным в цвета украинского флага. «Как мне сообщила моя дочь, по самым младшим классам ходили незнакомые ей дети старшего возраста и красили им лица. Как я потом узнал, было это сделано только в самых младших классах. Несмотря на то, что в течение недели были дни различных стран Европейского союза, лица были окрашены только в украинские цвета», — заявил он.
Директор школы обратилась в полицию, и мужчина был доставлен в участок, где он подвергался допросу в течение нескольких часов. Делом занялась прокуратура. Мужчина был обвинен в преступлении против общественного порядка по статье о разжигании ненависти на почве национальных, этнических или расовых различий, которая предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы. Основанием для обвинения также являются произнесенные им слова «Украинцы — это убийцы и преступники», что подтверждается показаниями учителей.
Кшиштоф не считает себя виновным и проинформировал о своей беседе с прокурором: «В беседе с прокурором я обратил его внимание, что — самое большее — я могу отвечать за вандализм, поскольку 256‑я статья не соответствует тому, что я сделал. По моему мнению, я уничтожил символ УПА (организация, запрещенная в России) и говорил об убийстве во время Волынской резни. Это директор этой школы должна быть обвиняемой по этому параграфу». Позже во время судебного заседания он еще раз добавил, что считает украинский «тризуб» «символом преступной организации ОУН-УПА (организация, запрещенная в России)».
О данном случае рассказали многие польские СМИ, а некоторые из них разразились возмущенными статьями. Издание prawy.pl, комментируя эту историю, пишет, что «бандеровские украинцы колонизируют Польшу», так как в польском публичном пространстве параллельно с наплывом мигрантов с востока появляется всё больше украинской символики, в том числе, бандеровской, к которой автор статьи журналистка Анна Веяк относит украинский «тризуб». При этом, по мнению журналистки, когда общественность возражает против использования в общественных местах символов преступной ОУН-УПА (организация, запрещенная в России), то подвергается обвинениям и преследованиям, как будто совершает какое-то преступление. В качестве примера она приводит случившееся во Вроцлаве.
«Итак, суд во Вроцлаве рассматривает в настоящее время дело Кшиштофа Мадея, который, увидев бандеровскую символику на плакатах, висящих в школе его дочери, сорвал плакаты и потребовал объяснений от школы. Вместо объяснений получил судебный иск за призывы к ненависти, потому что школа отмечала “украинский день”, рассчитанный на поощрение толерантности по отношению к иностранцам. По мнению руководства школы, эта толерантность, по-видимому, должна включать в себя также проявление терпимости к символике преступной украинской организации» — возмущается журналистка.
«Прокуратура оправдывает продвижение бандеризма в школах, а обвиняет поляка — противника шовинизма», — комментирует эту историю католический священник Яцек Мендляр, — «За препятствование антипольской бандеровской преступной идеологии мужчине грозит 2 года лишения свободы. Предъявлен обвинительный приговор человеку, который, руководствуясь статьей 13 Конституции Польши, выполнил гражданский долг и не позволил продвигать украинский шовинизм. Он совершил поступок, достойный похвалы, потому что мало того, что выступил против продвижения идеологии, от рук которой относительно недавно погибло несколько десятков тысяч поляков, цыган, украинцев и евреев, но также и уберег от бандеровской пропаганды учащихся в школе детей. И этого человека правосудие обвинило в разжигании ненависти».
Яцек Мендляр также напоминает историю, когда недавно в библиотеке одной из школ с украинским языком обучения в городе Бартошице была найдена пропагандистская брошюра «Степан Бандера и я», которая прославляет Бандеру как героя Украины, борющегося с польскими оккупантами. Эту книгу приобрела для библиотеки директор школы, но, несмотря на возмущение общественности, польская прокуратура не нашла в ее действиях состава преступления.