10 человек стали слушателями курса по реставрации старинных дверей. Занятия организовал Фонд капитального ремонта. Реставраторы учат, как увидеть в обшарпанном деревянном полотне авторскую задумку и восстановить первоначальный облик.
Для региона это очень актуальная работа: только в этом году планируется отремонтировать 70 исторических строений. И в большинстве из них посетителей встречают двери с характером.
Дерево с историей — это видно невооружённым глазом. Полотну 98 лет, оно выполнено в стиле «конструктивизм». Особенность такого стиля — максимальная функциональность. Здесь отсутствуют причудливые рисунки или витиеватые линии.
Основа — это чёткие формы и строгое сочетание цветов. Реставратор Александр Душенков уже заканчивает свою работу. Сейчас он подготавливает полотно к шпаклёвке, затем дверь покроют краской и вернут на место.
АЛЕКСАНДР ДУШЕНКОВ, РЕСТАВРАТОР:
— С двери сняли краску, много слоёв. И обнаружились всякие потери. Выщербленные, от осколков и пуль. Вот осколок, вот осколок, здесь тоже пролетел, был заделан, а здесь пули пролетели, заделали уже.
В Калининграде стартовал второй модуль по реставрации исторических дверей. Первый этап прошёл в ноябре. Это был пробный модуль. Желание освоить новую профессию тогда изъявили 12 человек.
ОЛЕГ ТУРКИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Сейчас люди, которые прошли первый обучающий модуль, уже занимаются реставрацией, восстановлением дверей. Обучение зря не прошло. И сейчас ещё 10 человек обучаются. И в самом модуле используются новые техники и методы восстановление дверей. В том числе и формирование таких замечательных форм.
Среди желающих работать с деревом Ольга Кузьмичёва. Девушка преподаёт английский язык. Но реставрация дверей, признаётся, захватила её полностью.
ОЛЬГА КУЗЬМИЧЁВА, СЛУШАТЕЛЬ КУРСОВ:
— Привело сюда то, что мы живём в очень специфической и красивой среде, здесь всё способствует тому, чтобы мы думали об этой красоте, эстетики, о том, как это сохранить и улучшить. Я думаю, что это уже вышло за рамки хобби. Ты к этому прикипаешь и болеешь всей душой. От этого уже невозможно отказаться.
Обучают восстановлению дверей несколько мастеров. У всех богатый опыт работы в этой сфере.
ЕКАТЕРИНА МОРАН, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Как правило, двери, которые попадают на реставрацию, лишены каких-либо фрагментов, и их нужно восстановить в процессе работы. Например, на этом полотне из посёлка Железнодорожный отсутствовали элементы декора. Вот этот барельеф является точной копией оригинала. Своё место он займёт здесь.
Эта дверь выполнена в стиле «историзм». Для полотен такого стиля характерно симметричное вертикальное членение, фрамуги над дверями, которые делятся на меньшие секции с помощью деревянного переплетения, стекло, на которое могут наноситься рисунки или надписи. При воссоздании особое внимание уделяется копированию декоративных элементов. Это нужно для того, чтобы максимально приблизить полотно к оригиналу.
ВЛАДИМИР СЕМЁНОВ, РЕСТАВРАТОР:
— Мы стараемся все декоры скопировать, сделать силиконовые формы. Вот отливаем их из композитного материала и получаются очень интересные формы и именно тот старый немецкий оригинальный декор, который находился на дверях и будет находиться вновь.
На сегодня в регионе отреставрировано порядка 50 дверей. В этом году в области запланирован ремонт порядка 70 домов объектов культурного наследия.
Екатерина Моран, Алексей Пономарёв