ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕМЬЕРА! НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «РОССИЯ» ВЫХОДИТ ДРАМА «ГРОЗНЫЙ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕМЬЕРА! НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «РОССИЯ» ВЫХОДИТ ДРАМА «ГРОЗНЫЙ»

0

23 ноября в 21:20 на телеканале «Россия» – премьера грандиозной исторической драмы «Грозный». На экране – подлинная история, аутентичный колорит эпохи и даже музыка Ивана Грозного. Сотни актеров массовых сцен, около тысячи костюмов, 400 пластических образов – все это перенесет зрителя в XVI век – период исторических потрясений и неистовых человеческих страстей. В картине занято целое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполняют сразу два блестящих артиста – Сергей Маковецкий и Александр Яценко.

Иван Грозный – самый обсуждаемый и осуждаемый государь в русской истории. При этом Грозный – самый неразгаданный из русских царей. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в фольклор беспримерная жестокость словно исключала возможность более сложного взгляда на характер. Сериал «Грозный» – попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в темный лабиринт его души.

1571 год. Москва разорена после жестокого набега крымского хана Девлет-Гирея. Государь Иван Грозный, решив, что его царству пришел конец, начинает писать летопись своей жизни. Он вспоминает свое раннее сиротство, унижения от опекунов, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден. Не может уйти и от воспоминаний о жене Анастасии, брак с которой был самым счастливым периодом его жизни, любовь, осветившую первые годы его царствования… Вокруг молодого Ивана IV – верные люди и мудрые советники. Он покорил Казань, создал новое войско, установил новый закон, у него родился наследник. Но скоро светлому царствованию приходит конец: наследник гибнет, за ним – любимая жена, а бывшие верные советники один за другим превращаются в предателей. Иван IV постепенно перерождается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. И теперь слухи о его жестокости и буйном нраве становятся правдой, и эти перемены в характере царя меняют историю. На Русь надвигаются враги – сумеет ли страна выстоять?

ВЕЛИКИЙ ПОЛИТИК И ВЕЛИКИЙ ЗЛОДЕЙ
Первый Царь Всея Руси, создатель крупнейшего евразийского государства и великий реформатор, Иван IV был не только жестоким тираном, но одним из самых образованных и литературно одаренных людей: современники называли его «мужем чюдного разсуждения», а историки сравнивали с Нероном – «артистом на троне». В картине он появляется именно в этой роли – пишущим летопись своей жизни. Иван Грозный (Сергей Маковецкий) вспоминает свое раннее сиротство, унижения от опекунов, счастливый брак с Анастасией Захарьиной-Юрьевой (Татьяна Лялина) и ее гибель, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. ИСТОРИЯ РОССИИ.
«Грозный» – часть цикла «История любви. История России». В финальных кадрах «Софии» юного Ивана IV венчают на царство в Успенском соборе, а «Годунов» отражает последние годы правления Грозного. Над сериалом «Грозный» работала та же съемочная группа, которая создавала одни из самых рейтинговых проектов телеканала «Россия» – «Софию» и «Годунова». Режиссер-постановщик – Алексей Андрианов, получивший два «Золотых орла» за первые две части цикла. Оператор – Денис Аларкон, обладатель премии «Золотой орел» за фильм «Шпион», работавший над картинами «Достоевский» и «Бесы». За художественную часть «Грозного» вновь отвечают художник-постановщик Евгений Качанов (также делал картину «Зулейха открывает глаза»), художники по гриму Елена Фомичева и Анастасия Эсадзе (финалист премии АПКиТ за сериал «София»), и художник по костюмам Наталья Салтыкова, создавшая костюмы в «Софии» и «Годунове».

ЛЮБОВЬ
Ключевая сюжетная линия картины – любовь молодого Ивана Грозного (Александр Яценко) и его первой жены Анастасии (Татьяна Лялина). По свидетельству историков, Иван действительно очень любил свою первую жену. Это благотворно отразилось на его правлении в первые 13 лет царствования. Смерть Анастасии меняет все: Иван IV постепенно превращается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. В картине появляется и вторая супруга государя – Мария Темрюковна (Милена Радулович), дочь кабардинского князя Темрюка. Самостоятельный и сильный персонаж, она – антипод Анастасии. Других жен царя в картине зритель не увидит – повествование заканчивается хронологически раньше их появления.

ДВА ИВАНА
Перемены в характере Ивана Грозного призваны отразить два блестящих актера. Александр Яценко – Иван IV в молодые годы, Сергей Маковецкий – после смерти Анастасии. Перед гримерами стояла непростая задача: показать исторически сложившийся стереотипный образ Ивана Грозного и одновременно сделать физически похожими друг на друга двух совершенно несхожих людей. А перед артистами – «слиться» в единый образ. Сергей Маковецкий проводил в гримерной по 2-3 часа: он играет Грозного в двух возрастах. Работа гримеров в картине беспрецедентна. В «Грозном» больше 140 персонажей, треть из которых представлены в разных возрастах, требующих разной пластики, усов и бород – итого около 400 образов.

 

СЦЕНАРИЙ
Сценарий картины написал молодой российский сценарист Тимур Эзугбая. Исторические события в фильме достоверны: в основе сценария – книга советского и российского историка Руслана Скрынникова «Иван Грозный», получившая высокую оценку в профессиональном сообществе. Кроме того, съемочную группу консультировал профессор исторического факультета МГУ Николай Борисов. Благодаря этому многие эпизоды сериала до малейших деталей соответствуют исторической действительности. Например, сцена свадьбы царя создавалась в соответствии со «свадебным чином» – сценарием церемонии того времени.

СВЕТ И ТЬМА
Картина условно делится на две части: «светлую» и «темную». Первая – период жизни Ивана с Анастасией, «светлое» царствование, вторая – его жизнь после ее смерти, «темное» и жестокое время. Работа художников картины подчинена этой концепции: в соответствии с ней они меняли цвет стен, реквизит, ткани и даже царские троны – так, трон Александра Яценко отличается от трона Сергея Маковецкого. Свет и тьма отражены и в костюмах: события до смерти Анастасии разыгрываются в более светлых тонах, а после ее гибели ткани станут темнее, материалы грубее, суровее. Но везде – тонкая проработка деталей, чтобы каждый крупный план смотрелся как красивая и правдивая картинка из далекого времени. Особенно важна роль фактуровщика – художника, который старит костюмы: новые вещи смотрятся под лампами съемочной площадки неестественно и слишком театрально. Всего для картины были созданы тысячи предметов гардероба: многослойная верхняя одежда, рубахи, обувь, головные уборы, кушаки, воротники, красные кафтаны кремлевских стрельцов и черные – опричников, одежда горожан и крестьян, татарских послов и войска крымчаков, доспехи военачальников. Художники по костюмам буквально наощупь изучали гардероб эпохи в запасниках Исторического музея: власяницу и яркий стеганый халат Ивана Грозного, женские уборы и церковное облачение.

ДЕКОРАЦИИ
Для картины в киностудии «Главкино» были построены декорации московского Кремля, где в деталях воссоздали убранство и быт той эпохи. В павильонах разместились личные палаты Ивана IV и царицы Анастасии, трапезная, Грановитая палата, где проходили пиры, Красное крыльцо и парадные Фроловские ворота (сегодня – Спасские). Кроме Кремля, художники возвели декорации псковских приказных палат, лагерь войска, рынок, хозяйственный двор, Стрелецкий приказ, а также интерьеры Покровского собора и Бахчисарайского дворца. Съемки также проходили в усадьбе Коломенское, Звенигородском кремле, в Александрове, где располагалась вотчина царя, и Вяземской крепости.

Натурная декорация – средневековая Москва – перекочевала в картину из «Годунова», но с некоторыми изменениями: например, Лобное место при Годунове было каменным, а для эпохи Ивана Грозного его сделали из бревен. Тем не менее, законы кино требуют своей меры условности: царские палаты в картине шире и просторнее, чем были во времена Ивана Грозного – иначе не сможет разместиться съемочная группа. В конце работы над проектом натурная декорация сгорела в двух сценах пожаров, случившихся во время Московского восстания 1547 г. и набега татар на Москву в 1571 г. Пожары снимали на территории киностудии в Подмосковье. Огонь контролировался бригадой пиротехников во главе с одним из лучших в отечественном кино постановщиков спецэффектов Михаилом Марьяновым («Чернобыль», «Ненастье», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон»).

СРАЖЕНИЯ
Кроме Московского восстания и похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея, любители батальных сцен впервые увидят картину битвы при Молодях – одну из важнейших военных побед русского войска. Ее в течение четырех дней снимали под Москвой, развернув укрепления – Гуляй-город, который не смогли взять крымчаки. Консультировал съемочную группу историк, знаток вооружения и экипировки XVI века Олег Калеткин. Жестокое сражение создавали силами группы из 30 каскадеров под руководством легендарного постановщика трюков Виктора Иванова, снявшегося в более чем 200 российских фильмах, работавшего со Стивеном Спилбергом и Полом Андерсоном и получившего приз профсоюза актеров и каскадеров Голливуда за работу в фильме «Ультиматум Борна» и приз всемирной академии каскадеров «Taurus» за фильм «Превосходство Борна».

Панорама многотысячной битвы создана студией компьютерной графики FilmDirectionFX под руководством Евгения Гитциграта, в творческом портфеле которой картины «Годунов», «Салют-7», «Т-34» и многие другие. Всего в сериале с графикой 741 кадр, из которых 36 полностью созданы на компьютере – не только сражение, но и большие декорации Москвы, где восстановлена атмосфера и детали XVI века. Над «Грозным» в течение семи месяцев трудились больше 80 художников компьютерной графики.

 

МУЗЫКА
Над музыкой к сериалу работали прославленный российский композитор Эдуард Артемьев и Артем Васильев – обладатель многочисленных наград, в числе которых специальный приз ТЭФИ за сериал «София» и премия «Золотой орел» за музыку к фильму «Экипаж». В основе партитуры «Грозного» – гибридный принцип: микс из оркестровой музыки, хорового и вокального пения, электронных синтезаторов и этнической музыки, в том числе турецкой. Кроме того, зритель услышит элементы музыкальных сочинений самого Ивана Грозного: его стилизованные стихиры легли в основу произведения, записанного с Государственной академической хоровой Капеллой России имени. А. А. Юрлова (дирижер – народный артист России Сергей Скрипка). Завершить работу над музыкальным материалом под монтаж помог композитор Дмитрий Козин.

 

Долгожданная премьера исторической драмы «Грозный» состоится на телеканале «Россия» 23 ноября в 21:20.

 

Имя и почтовый адрес обязательны, если Вы хотите оставить комментарий. Все комментарии проходят премодерацию. *