В каждом муниципалитете Калининградской области сейчас есть свой герб. Правда, насколько он «свой» и насколько широким было обсуждение при принятии гербов, тема для отдельного разговора.
Калининградские «Вести» изучили геральдическую специфику муниципалитетов самого западного российского региона и историю принятия городской символики. Выяснилось, что за последние 20 лет русским городам «выданы» гербы немецкие, казалось бы, навсегда ушедшие из региона после победы в Великой Отечественной войне. При этом отечественные символы и эмблемы городов, которые использовались прежде, например, в городе Неман, просто ликвидированы.
Нынешние символы в муниципалитетах самого западного российского региона копируют гербы крепостей Тевтонского ордена или городов Королевства Пруссия. Наша отечественная история в этих символах не отражена, её просто проигнорировали. Нынешние гербы зачастую являются точной копией довоенных германских, хотя формально у них даже есть современные «разработчики».
Автором значительной части таких гербов является Григорий Лерман — бывший калининградский краевед, называвший себя председателем областного геральдического общества, проживающий сейчас в Германии. В социальных сетях он позирует в майке с гербом Кёнигсберга, несколько лет назад Григорий предлагал и Калининграду взять именно этот немецкий символ в качестве официального.
С Калининградом не получилось. Но Черняховск, например, названный в честь Героя Советского Союза, погибшего в боях с нацистами, обзавёлся гербом с личной печатью германского маркграфа. Багратионовск, названный в честь великого российского полководца имеет герб, символизирующий победу Тевтонского ордена над донемецким населением региона — древними пруссами. И таких примеров в Калининградской области теперь много. Наверное, вопросов было бы меньше, если бы «исторические» немецкие гербы дожили до наших дней естественным образом. Но в 1945 году они официально были ликвидированы, в следующие два года все населенные пункты региона получили русские названия, на 100% сменилось население — с тех пор по национальному составу это вполне обычный российский регион.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Историк: «Немецкие гербы в Калининградской области — политический заказ»
У всех городов и поселков началась совершенно новая история, а жители и представить себе не могли, что когда-нибудь над ними будут развиваться тевтонские и германские знамёна. Но почему-то именно так и случилось. В последние годы активно шел процесс установления символов, существовавших до появления здесь русского населения. Формально чаще всего это не «возвращенные» германские, а «новые» гербы, словно придуманные недавно именно для российских городов. Но за витиеватостью юридических формулировок факты скрыть невозможно.
Вот наглядно некоторые примеры неожиданной реинкарнации упразднённых в 1945 году немецких гербов (с датами официального их утверждения):
А теперь подробнее.
БАГРАТИОНОВСК.
Авторская группа по реконструкции герба: К.Мочёнов, Ю.Коржик, А.Панченко (г.Багратионовск), Г.Туник.
Это типично тевтонский герб, в верхней части т.н. «восстающий лев» (термин в геральдике) с окровавленным языком (также геральдический термин). В нижней части три тевтонских креста. Подобные символы восходят к эпохе первых крестовых походов, по сути, первого «Дранг нах Остен».
Символ был создан в 15-м веке на основе фамильного герба тевтонских рыцарей фон Плауэнов, внёсших вклад в уничтожение древнего прусского населения и укрепление Тевтонского ордена. Один из фон Плауэнов был Великим магистром Тевтонского ордена. За заслуги в боях со славянскими и литовскими войсками и за подавление восстаний прусского населения фон Плауэны получили во владение Прейсиш-Эйлау, которому дали свой герб. В 1945 году герб был упразднён и вряд ли победители могли предположить, что тевтонский символ вернётся.
Бои за Прейсиш-Эйлау были одними из самых тяжелых в ходе Восточно-Прусской операции. В феврале 45-го город заняли бойцы 2-й гвардейской Таманской дивизии, понеся тяжёлые потери. Но ни подвиг наших людей в годы Великой Отечественной, ни история строительства на руинах нового города — Багратионовска в гербе не отражены.
К отечественной истории этот герб отношения не имеет. В 21-м веке символом российского города почему-то стал личный герб семьи псов-рыцарей.
ГВАРДЕЙСК.
«Автор реконструкции» герба — Г. Лерман; геральдическая доработка — К. Моченов; художник — Н. Сахнов; компьютерный дизайн — С. Исаев.
Герб — полный аналог герба тевтонской крепости Тапиау. На нём изображена рука с мечом на фоне солнца, что для замка тевтонского ордена вполне органично. Карающий меч в крепкой немецкой руке, как нельзя лучше показывал прусскому населению, что пришлые тевтоны требуют полного подчинения. У Гвардейска, названного так в честь подвига гвардейцев Красной Армии, сейчас почему-то этот герб.
К отечественной истории этот символ отношения не имеет. История Гвардейска в гербе никак не представлена.
БАЛТИЙСК.
Герб «восстановлен» Г.М.Лерманом и В.А.Кузнецовым.
Это полный аналог немецкого герба города Пиллау. На гербе Балтийска, в котором расположена главная база Балтийского флота России, изображен осетр плывущий по морю и украшенный короной, которая напоминает по форме короны первых прусских королей. Сам герб Пиллау был учреждён в 1725 году именно прусским королем Фридрихом Вильгельмом I. Фридрих известен тем, что заложил основы прусского милитаризма и имел прозвище «король-солдат».
К отечественной истории этот символ отношения не имеет. История Балтийска в этом гербе никак не представлена.
ЧЕРНЯХОВСК.
«Авторская» группа создателей: Г. Лерман; Константин Моченов, обоснование символики Галина Туник; компьютерный дизайн: Сергей Исаев.
Кто впервые сталкивается с таким символом, поначалу не верит, что это официальная эмблема российского города. Но именно такой герб действительно был принят в 2002 году. Это полный аналог немецкого герба, в том числе с личной печатью германского дворянина маркграфа Георга Фридриха (G.F) Чем российский Черняховск обязан регенту Пруссии, не понятно.
К отечественной истории этот символ отношения не имеет. История Черняховска в этом гербе никак не представлена.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ.
«Автор» герба Лерман Г.М., при участии Глушковой Т.Л.
Здесь соединены два тевтонских герба, которые использовались для немецких населенных пунктов Гердауэна и Норденбурга. В верхней части герба Железнодорожного — герб тевтонской крепости Гердауэн, она была основана в день святых Пётра и Павла, которые на нём изображены. В нижней части — герб Норденбурга.
К отечественной истории этот символ отношения не имеет. История Железнодорожного в этом гербе никак не представлена.
НЕМАН.
«Авторы реконструкции» герба: Г. М. Лерман, Т. Л. Глушкова.
Герб — почти полный аналог немецкого герба периода Прусского королевства, за исключением нескольких деталей. Например, в современном варианте на нём нет чёрного орла. В остальном он соответствует германскому символу города Рагнит. Как и герб Пиллау, герб Рагнита был учреждён прусским «королём-солдатом» Фридрихом Вильгельмом I.
К отечественной истории этот символ отношения не имеет. История г.Немана в этом гербе никак не представлена. В период с 1979 года до 2002 года действовал отечественный герб, который был упразднён одновременно с «возрождением» прусского символа.
ОЗЁРСК.
«Автор» герба Лерман Г.М., компьютерная графика Глушковой Т.Л.
Не считая мелких нюансов — аналог герба немецкого города Даркемена, которому герб вручил прусский король Фридрих Вильгельм I. «Чёрный орёл», изображённый на нём, — изначально символ Тевтонского ордена, а в последствии германской воинской отваги. В период прусского королевства высшей наградой Пруссии был «Орден Чёрного орла».
К отечественной истории этот символ отношения не имеет. История Озёрска в этом гербе никак не представлена.
ПРАВДИНСК.
«Автор» Григорий Лерман, художник Николай Сахнов.
Точная копия тевтонского герба замка Фридланд. Его использовали тевтонские рыцари.
К отечественной истории этот символ отношения не имеет. История Правдинска в этом гербе никак не представлена.
СЛАВСК.
«Автор» герба — Лерман Г.М., компьютерная графика — Глушкова Т.Л.
С этим гербом получилось особенно интересно. Дело в том, что в Германской Империи на месте нынешнего Славска не было города, был только посёлок, а посёлкам герб не полагался. Но и здесь «авторы» умудрились откопать именно немецкий символ вместо того, чтобы создать герб российского Славска. Нынешний герб — точная копия немецкого герба 1930 года, который использовался не официально для района Эльхнидерунг, в него входил посёлок Хайнрихсвальде на месте которого появился наш Славск.
P.S. Фото на главной странице — обложка брошюры «Геральдическое путешествие», вышедшей в Калининграде на русском и немецком языках (по-немецки издание звучит несколько иначе: «Wappenreise nach Ostpreussen», т.е. «Геральдическое путешествие по Восточной Пруссии»). Выходных данных у брошюры нет.
РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА: Геральдист: «Калининградские гербы должны быть с русской историей»
Шульгин Владимир#1
Ничего удивительного. С 1990-х гг. (ОБЩЕСТВО РУСЬ, А. Терентьев, А. Старцев и др.) русские общественные деятели Калининграда говорят о ползучей тевтонской возвратной оккупации (именами, символами, навязываемыми тевтонскими сочувствиями). Германия с 1980- х гг. по недомыслию Горбачёва ведёт ново-имперскую политику. Немцы («плановый» народ) ещё в «Шпигеле» в 2003-2004 гг. планировали, что к середине 2020-х гг. у нас должны произойти некие качественные перемены, в частности возвращение имени «Кёнигсберг» (устами их агента доц. Купракова из КГУ — ныне БФУ, защитившего в Марбурге, кажется, диссер., конечно, «по Канту»)… Всё давно известно, но воз и ныне там… Сыграли роль гигантские западные деньги, брошенные на покорение культурно-образовательной и медийной сфер (совокупились все западные фонды. от Сороса и Форда до Р. Боша и Эберта). Названные сферы уже покорены (три Русских СМИ плацдарма имеются, но они в численном меньшинстве). Власть, очевидно, не понимая до конца масштабов «профуканного» дела боится признаться в справедливости и того немного, что ею уже понято. А иные, вроде Н. Цуканова, прямо отрицают наличие чего-либо сепаратистского. Глупо весьма, но феномен «голого короля», не видящего очевидное, имеется. Загаженность местного политкласса «шестиколонными» ребятами, как и господство в общественной сфере «пятиколонных» — тому свидетельство. Вожди политкласса местного даже пока не поняли, что недопустима архитектурно-символическая оккупация Края (см. наряду с Рыбной деревней Башина новые фасады Ленинского проспекта в стиле «Россия капут»). Всё здесь, в этом печальном итоге, нами обретённом, играет свою роль, в том числе и сознательная «болонская» дебилизация студенчества, из которого рождаются новые кадры, которые «решают всё», но уже не по-русски. Перспективы провальные, достаточно взглянуть на СМИ-форумы. «Новый Кёнигсберг» из опруссаченных бывших русских сформирован. В значительной мере ПОБЕДИЛО дело немчуры (Маттеса-Хорста-Герца и т.п.) в лице их агентуры местной (Костяшова-Кретинина-Калинникова-Гальцова-Гильманова-Городилова-Дементьева-Саликова-Чалого-Алимпиевой-Карпенко-Попадина-Храппы-Вышемирского-НиныПеретяки и великих письменников и поэтов Бартфельда-Глушкина-Симкина, захвативших Минкульт, и примкнувшей к ним Н. Горбачёвой и т. п. ЛЕГИОНА, в том числе крышующих их). А сколько стоит рядом с ними из как бы нейтральных?! (могу называть и называть оных) Их общий лозунг — «Калининград фон Кёнигсберг», как его вымолвила покойная Н. Горбачёва, вот они все и пляшут немецкий канкан… Что же, не впервой на Руси заводится измена. Авось держащие власть очухаются. Но точка невозврата стремительно приближается… Мне этот мерзо-идиотизм давно понятен. Он опирается на феномен «внутренней эмиграции» большого числа представителей элиты, что калининградской, что московской, при общем большом градусе вбиваемого в сознание русофобства, которое плодит местный и не только влиятельнейший и сплочённейший класс грантососов. Именно этот «чужебесный» феномен привел наше великое отечество к потере Эстонии и Латвии в конце 1980-х. Власть стеснялась быть Русско-Российской (знаю это хорошо, как живший долго в Таллине, и в школе носивший немецко-эстонскую, принятую там школьную форму и соответствующее кепи, и владевший Эстонским языком). Москва вваливала огромные средства на поддержку «прибалтийской культуры», плюя на собственную Великую Русскую. Создали тем самым у прибалтов ложное представление об их превосходстве и подстегнув их сепаратизм (вся Прибалтика жила не по средствам, более 30 % бюджета были дотационными из Москвы). В результате огромное число Русских перешло в эстонско-латышский лагерь, поддержав «освобождение»… от Москвы. Это было следствием постепенного вытравления всего Русского из общественной сферы по принципу — «С глаз долой, из сердца вон (всё, связанное с Россией)». Повторяю, всё это происходило на моих глазах. Я со школьных лет был несогласен с такой «НЕПОЛИТИКОЙ» Центра. Теперь аналогичное наблюдаю в Калининграде, из которого я когда-то летал в Таллин (Колывань) на замечательном самолёте ЯК-40 за какие-то несчастные несколько рублей… В силу отмеченного, в Калининграде сформирована вымышленная общность, мнящая себя то ли новым этносом, то ли субэтносом из бывших Русских (так они мнят). Число этой сепаратистской братии каждодневно возрастает, всё больше свидетельств того при полной почти атрофии разумения у местной Администрации (иначе не допустили бы интервенцию в архитектуре, символике, симпатиях, ведь «ИМЯ — ЭТО ЖИЗНЬ»; возьми чужое имя, символ и ты уже сам стал чужим; вот и побеждает чужебесие). Такая «политика» сродни тушения пожара подливанием масла в огонь. Приспосабливаются к тренду!.. Русские должны бороться за свою правду. Для начала организовать общественный СМЕРШ. Время давно пришло. Больше дерзновения и чувства правды! сим победим