На Балтийском флоте прошла тренировка аварийно-спасательных подразделений. Задача водолазов — оказать помощь экипажу подлодки, получившей пробоину. По легенде, субмарина легла на дно на глубине 60 метров.
Чтобы понять, какой объект находится на дне, команде нужно запустить торпеду. А точнее буксируемый гидролокатор, который похож на подвижный боевой снаряд.
Водолаз на экране монитора видит словно красные поля планеты Марс, а на самом деле — очертания морской пучины. По ярким цветам невооружённым взглядом можно отличить подводную лодку от гряды камней, песка или старых затонувших кораблей.
АЛЕКСАНДР КОВАЛЬЧУК, ВОДОЛАЗ:
— И мы можем определить объекты, находящиеся на грунте, то есть приблизительно размеры глубины, на которой он лежит, и расстояние до него. Далее капитан высчитывает координаты нахождения, и приходим к месту, производим осмотр.
Субмарина на дне. В водах полигона Балтийского флота находится макет подводной лодки. К спуску готовят водолаза.
Дело первых — проложить концы, а именно путь, по которому пройдёт подводная спасательная команда. Глубоководник Антон Хомяков говорит, что работу осложняет волнение воды, из-за чего видимость составляет всего три метра.
АНТОН ХОМЯКОВ, ВОДОЛАЗ:
— Если аварийная подводная лодка, то мы жизнеобеспечение даём, воздух даём, всё подключение — связь и воздух.
Работы водолаза опасна и трудна и в морской пучине недостаточно видна. За каждый действием и шагом того, кто отправляется под воду, следит вся команда. Давление и уровень подачи кислорода жизненно важны. На тренировках эксцессов быть не должно, но экипаж готов к любым сценариям.
КОНСТАНТИН МОРОЗОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Корабль оснащен барокамерой, это своеобразный медпункт, где в случае необходимости водолазу могут оказать первую помощь, если он получил травму.
Спасатели-глубоководники должны уметь доставить экипажу аварийной субмарины всё самое необходимое: медикаменты, пищу и оборудование для выхода моряков.
Для этого используют специальный пенал. Он напоминает бочку, которая сверху закрывается на затвор.
ЕВГЕНИЙ ЛАПШИН, СТАРШИЙ ВОДОЛАЗНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ:
— Погружает его водолаз на глубину. Передняя крышка торпедного аппарата, данный пенал погружается в торпедный аппарат, закрывается передняя крышка торпедного аппарата. Далее экипаж подводной лодки стравливает давление и забирает медикаменты либо другие вещи.
Водолазный пенал можно сравнить с пустой пластиковой бутылкой или буйком, он очень хорошо плавает и тянет водолаза на поверхность.
КОНСТАНТИН МОРОЗОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— На борту водолазного корабля есть гири, но они не для того, чтобы качать руки, а служат грузом для пенала, чтобы водолазу, легче было с ним опуститься на дно.
Тренировки и спасательные операции проводят с борта корабля «Валентин Гордеев». Это настоящая плавучая многофункциональная водолазная база. Работы можно вести при волнении моря до трёх баллов.
ДЕНИС НЕЧУЕВ, КОМАНДИР ВОДОЛАЗНОГО КОРАБЛЯ «ВАЛЕНТИН ГОРДЕЕВ»:
— Удержание курса корабля на месте является основной задачей, так как она позволяет водолазам как можно более безопасно находиться на грунте, выполнять водолазные работы. В данный момент гидрометоусловия сегодня — ветер был восточный, море один балл, порывы ветра 7 метров в секунду, данные позволяли выполнять данную задачу.
Водолазы доставили на борт аварийной подводной лодки всё необходимое для эвакуации экипажа оборудование. Спасатели-глубоководники успешно выполнили все задачи на дне Балтийского моря.
Константин Морозов, Михаил Эльбаум