Лето 1944 года. Советские войска ведут наступление, но враг еще очень силен. Летчик-истребитель Михаил Девятаев попадает в плен. Ему предстоит сделать выбор — вернуться в небо, продолжив войну на стороне врага, или отправиться в концлагерь на остров Узедом. Отчаянный ас Девятаев выбирает третье — побег. Но с засекреченного острова, где идут испытания немецких крылатых ракет, нельзя убежать. Зато можно улететь — на аэродроме стоит новейший вражеский бомбардировщик с ФАУ-2, «оружием возмездия» Третьего рейха на борту. Улететь — и совершить самый дерзкий побег в военной истории.
Фильм основан на реальной истории Героя Советского Союза Михаила Девятаева.
ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: Любое общество строится на фундаменте большого исторического события, как правило, кровавого. Чем больше крови пролито, чем больше воспоминаний — о потерях, о жертвах, о цене, — тем крепче этот фундамент. В Америке это война за независимость и принятие Декларации независимости США. Во Франции — Великая французская революция, в Китае — социалистическая революция и приход к власти Мао. В России это, безусловно, Великая Отечественная Война, которая сформировала идеологию нации.
ИГОРЬ УГОЛЬНИКОВ: Я считаю, что наши фильмы и наша работа сейчас крайне важны именно для молодежи. Только надо делать все честно и достоверно. Когда этого не происходит, доверие зрителя к военному кино теряется, и возвращать его крайне тяжело. Я думаю, что фильм «Девятаев» отвечают именно этой задаче.
ДМИТРИЙ ЛЫСЕНКОВ: Конечно, настоящее кино про войну снимали режиссеры-фронтовики. Сергей Бондарчук, Михаил Калатозов, Владимир Басов — все они понимали, про что они снимают. И те фильмы намного честнее и правдивее современных. Я сам еще общался со своим дедом, который воевал, а вот мои дети этой связи уже не имеют. Для их поколения победа над фашизмом — это примерно как битва при Бородино. Но все равно про ту войну мы продолжаем узнавать что-то еще. С открытием архивов мы узнали множество новых фактов. История Девятаева — одно из поразительных открытий, и я очень благодарен этому фильму за то, что узнал о ней.
ПАВЕЛ ЧИНАРЕВ: Мы все время сравниваем старое советское кино про войну и современное. И сравнение — это часто не в пользу современного, потому что сегодняшние творцы не видели войны и не чувствуют ту интонацию, которой владели режиссеры-фронтовики. Но время идет вперед, технологии развиваются. Даже 20 лет назад нельзя было себе представить, что можно так круто снять фильм, основная часть которого происходит в небе. Поэтому сегодня очень важно беречь искренность и подлинность старого кино, но совмещать ее с современными формами и возможностями.
СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ: С одной стороны, наше поколение воспитано на советском кино о войне, в котором эта тема всегда звучала искренне, с неподдельными эмоциями. С другой — голливудские блокбастеры серьёзно продвинули кино в части спецэффектов и технологии съемок. Мы хотели соединить зрелищность голливудских блокбастеров и эмоциональную достоверность советских фильмов о войне, сделать этот фильм не только впечатляющим с визуальной точки зрения, но и более человечным и живым.
ДМИТРИЙ ЛЫСЕНКОВ: В любом случае тема войны очень интересная, потому война — это всегда про экстремальное состояние человека и про то, как он проявляет себя в этом состоянии. В искусстве это всегда предмет для исследования. А Вторая мировая — это самый яркий пример, потому что это глобальный конфликт, который затронул весь мир. И там еще тысячи нерассказанных историй, которые можно и нужно рассказывать. И не только про героические страницы, но и про трагические.
СЕРГЕЙ ТРОФИМОВ: Для меня фильмы о войне — это долг перед тем поколением, которое воевало. Я воспитан на рассказах о войне и на советском кино о войне и еще не расстался с этим опытом. Это часть меня, и я думаю, что мои дети тоже должны знать об этом. История Девятаева — о невероятной силе духа, которая была у этого человека и у всего его поколения. Мы даже представить себе не можем, что выпало на их долю, что они преодолели. И об этом важно рассказывать молодой аудитории. О том, что подвиг — это не красивое слово и не пустой звук.
ПАВЕЛ ПРИЛУЧНЫЙ: Важно не уходить в ура-патриотизм, не закрывать глаза на какие-то вещи, которые происходили в те времена, не бояться неудобных вопросов. Пришло время углубиться в историю этой войны и с разных сторон посмотреть на то, как все происходило на самом деле. Не все русские были героями. Не все пленные были предателями. Я не осуждаю решений того времени — возможно, по-другому было нельзя и некогда было разбираться с каждым в отдельности. А Михаил Девятаев доказал всем, что попасть в плен и остаться патриотом своей страны возможно.
ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ: Слово «патриотический» меня пугает. Если оценивать патриотизм как неприятие иных, то я не про это. Все внешние проблемы и внешние враги меня мало интересуют как автора, потому что это данность, они всегда были, всегда есть и всегда будут. Мне больше интересно, что происходит внутри нас, кто мы такие. Для меня патриотическое кино — это кино, которое наполнено любовью к близким. Все, что рождено этой любовью, способностью прощать ближнего за его ошибки, — это патриотизм. А наличие врага, которое нас объединяет, — это тоже важная часть общественно-политического спектакля, но она мне меньше интересна.
ДЕВЯТАЕВ
Режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Сергей Трофимов
Авторы сценария: Максим Бударин, Георгий Селегей, Константин Галдаев, Ильгиз Зайниев
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Игорь Угольников, Игорь Мишин
Оператор: Елена Иванова
Композитор: Юрий Потеенко
Художник-постановщик: Эльдар Кархалев
Супервайзер CG: Алексей Гусев
Консультант фильма: Александр Девятаев
В ролях: Павел Прилучный, Павел Чинарев, Тимофей Трибунцев, Алексей Филимонов, Дмитрий Лысенков, Евгений Серзин, Олег Чугунов, Никита Кологривый, Дарья Златопольская и др.
Производство: «Базелевс», «Военфильм», «МТС Медиа», Pandora film, при участии телеканала «Россия 1», при поддержке Фонда кино
Жанр: приключения, драма
Год: 2021
Возрастное ограничение: 12+
Дата выхода в прокат в России: 29 апреля 2021 года