О замке «Кёнигсберг» и о Доме Советов в Калининграде

просмотров

АЛЕКСАНДР НЕВЕЖИН — ЧЛЕН СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ РОССИИ
Когда мы работали на воркшопе, в международном проектном семинаре, в нашей команде с нами работали немецкие архитекторы. Это была своего рода атака архитектурно-мозговая на понятия образа будущего нашего центра. У нас поднимался вопрос в группе, где немецкие архитекторы с нами работали, в нашей команде, три представителя Германии. Как раз поднимались вопросы по Дому Советов и вопросы по Королевскому замку. И они говорили, мы говорит, понять не можем, какой интерес этот замок для вас представляет, если он в архитектурном отношении не представлял особого изыска, это достаточно примитивный замок крестоносцев, который перестраивался многократно.
Но это относительно замка. Другое дело в нашем варианте. Дань, уважение истории надо отдать. Вот там останки подвала скрываются, их надо законсервировать, включить в экспозицию Краеведческого музея, накрыть стеклянным куполом. Или было даже такое предложение- сделать каркас, заполненный стеклом и под этим каркасом будет находиться Краеведческий музей, с теми же подвалами. Даже было интересное предложение — два уровня сформировать площади центральной, верхний уровень- современный и уровень нижний, ну как по истории же культурный слой. Тот нижний слой соответствует береговой полосы нижнего пруда, и его можно было бы продлить дальше в водную гладь, к самому Дому Советов и сформировать, вот эти вот всякие полуподземные образования с кафушками всякими, с экспозициями. Верхний уровень современной площади. тоже интересно.
Но у нас у всех не было вообще вопросов по поводу Дома Советов. Немецкие коллеги говорили: «Что оно вас так беспокоит? Нам это непонятно. Интересное здание. История вашего периода и вы его настойчиво пытаетесь снести». Я говорю: «Это не мы, это не мы, это непонятные дела творятся вокруг Дома Советов». Это здание проектировал достаточно известный советский архитектор… Он проектировал в свое время цирк в Сочи. Знаете? Достаточно известный. Очень сильный мастер. Откуда это пошло: «Давайте снесем, давайте снесем»? От непрофессионализма, от необразованности, непонятно отчего.
Это то же самое, что происходит с Украиной, на данные за 25 лет. То же самое происходит и с нашим населением, особенно молодым населением. Я считаю, это недопустимо. Наш город должен оставаться нашим городом. Понимаете?
Центр современный, и он должен звучать как визитная карточка России в Европе. Понимаете? А что мы творим? Мы только смотрим с одной позиции — дать бизнесу заработать. Да, бизнес получит хорошую прибыль. Бизнес получит. В три раза, может, больше продаст здесь, чем, допустим, где-то в других местах Калининграда. Мы что сделаем? Мы только нагрузку увеличим. А где дворики разместим, где будут отдыхать люди преклонного возраста, где дети будут отдыхать. Жилые кварталы — это не та функция, которой можно формировать центр города.
Все зеленые и водные пространства должны принадлежать всем людям. Должна быть зоны отдыха, где люди смогут прогуливаться. Это же среда, где нет замены. Вы же пришли домой, создали вы там зимний садик. Но, это же не то. Понимаете?
Для меня этот город советского союза, российский город Калининград. И без всяких вариантов в общем-то. Другое дело, что мы должны историю чтить, помнить и знать. Вот и все. Мое отношение таково. А возвращать облик сейчас Кенигсберга, в данном месте, где свобода пространства совершенно свободна для творчества, для поиска образов интересных, я не вижу смысла в этом.