Искали танкистов, а нашли неизвестных солдат. Останки 19 человек обнаружили поисковики в окрестностях посёлка Медведево Зеленоградского района. Вещи, которые были у этих бойцов, позволяют сделать определённые предположения. Но узнать имена будет непросто.
Придорожная история. Поисковики исследуют место неподалёку от посёлка Медведево. В 45-м он назывался Норгау.
Всего в нескольких метрах от трассы братская могила. Пуговицы со звездой, серпом и молотом и православные кресты не оставляют сомнений: здесь лежат бойцы Красной армии.
Наград нет, никаких отличительных знаков тоже. В истлевшем портсигаре обрывок газеты. Скорее всего, боец крутил папиросы. В газете о взятии Вены. Значит, погибли после 14 апреля. Когда Кёнигсберг уже пал. В могиле десять человек. А это уже другая точка. Но близко к первому захоронению, через дорогу от него.
Крупные куски брони и другие заметные фрагменты танка поисковики уже убрали. Осталось множество мелких деталей.
СТЕПАН САМОЙЛОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Вот эти обломки, которые можно найти в радиусе нескольких десятков метров, подсказывают, что советский танк Т-34, каркас которого здесь обнаружили, был подбит, боекомплект машины сдетонировал и её просто разорвало на части.
Экипаж погиб. Похоронить его должны были где-то поблизости.
Однако это оказались не танкисты. Девять человек. Один в костюме химической защиты. Два с офицерскими погонами. Все без медалей и орденов. И даже без гвардейских значков. Хотя воевали здесь, в основном, гвардейские части.
РУСЛАН ХИСАМОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «СОВЕСТЬ»:
— Во втором захоронении ещё подсказывает период гибели наших воинов это одежда. Довольно много тёплой одежды. Шинели, свитера, много разного нижнего белья такого прямо тёплого. Это говорит о том, что, скорее всего, воины погибли во время февральских боёв.
Хотя два захоронения находятся рядом, появились они, судя по всему, с разницей в несколько месяцев. Враг, даже запертый и прижатый к морю, не думал сдаваться, сопротивлялся ожесточённо и долго. Останки советских солдат решено перезахоронить на воинском мемориале в посёлке Русское.
Степан Самойлов, Максим Вернер