Судостроительный кластер Калининградской области получит официальный статус на федеральном уровне. Сейчас соответствующие документы подготовило региональное правительство для министерства промышленности и торговли страны. Так, наши корабелы смогут получать дополнительную поддержку и субсидии.
Судостроительная отрасль Калининградской области находится на плаву. Из-за санкций Европейского союза некоторые виды оборудования сложно доставить в регион из других стран. Кораблестроители переходят на отечественные аналоги, многие из которых были представлены на выставке в столице Янтарного края.
КОНСТАНТИН МОРОЗОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Сварочная проволока, выпускаемая в Калининграде, позволяет проводить работы на судах в два раза быстрее, чем её традиционные аналоги.
Предприятие, выпускающее сварочное оборудование — одно из старейших в Калининграде. Оно открылось в 50-х годах прошлого века. Первое время специалисты трудились на немецких станках.
Сейчас это высокотехнологичное производство, где делают всё: от установки для приварки труб до манипуляторов для больших деталей.
МАКСИМ МАСЛОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ:
— Понятно, что весь корабль вы не сможете повернуть в нужное положение даже при малотоннажном строении. Это невозможно. Но части секции можно. Чтобы производить сварку всего судна, производится порошковая проволока.
Одними из приоритетных направлений в кораблестроении страны стало производство маломерных и многотоннажных судов. На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» сейчас строят катер катамаранного типа проекта «Добрыня».
Он может развивать скорость до 45 морских узлов, выходить в море при волнении в 3 балла, пришвартовываться у необорудованного побережья. Цифровой макет позволяет ускорить строительство катера.
ИЛЬЯ САМАРИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПСЗ «ЯНТАРЬ»:
— Это платформа, которая позволяет создавать катера размером от десяти до 40 метров. Внося данные о корабле, платформа сама строит документацию полностью цифровую. И документацию в цифровом виде можно использовать при выдаче на станки цифровые для резки металлов и последующей сборки корабля. Существуют определённые планшеты, которые позволяют мастеру находиться на объекте, когда сварщик ведёт работы по сборке корпуса, проверять чертежи и устранять ошибки, и нормально быстро строить корабль.
В этом году по заказу Объединенной судостроительной корпорации в Калининградской области собрали речной трамвайчик на 90% состоящий из отечественных материалов. Это симбиоз авиапрома, российских железных дорог и кораблестроения.
Для развития отрасли строительства катеров или ботов нужна кооперация различных крупных производителей, которые бы давали детали для небольших верфей.
АЛЕКСЕЙ РАХМАНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «ОБЪЕДИНЕННОЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ»:
— Мы со своей стороны видим и полагаем, что мы можем принести элемент индустриализации в эти подходы. При этом мы оставляем много места для частников, чтобы заниматься достройкой, выполнением работы на этих лодках, поэтому обязательно будем вовлекать малый средний бизнес вот в эту большую индустриальную модель маломерного флота.
В судостроительной отрасли Калининградской области работает тридцать предприятий. А это около 6 тысяч специалистов. Многих пытались переманить заводы с Дальнего Востока страны, но массового оттока специалистов из региона не было.
Ведь развитие кораблестроения активно поддерживает правительство Янтарного края. Выдаются льготные кредиты на возведение и модернизацию цехов.
ДМИТРИЙ КУСКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Сейчас мы готовим документы на судостроительный кластер в Минпромторг, чтобы это был официальный кластер и мог поддерживаться федеральными мерами поддержки и отдельными субсидиями, которые предусмотрены для кластера. И я думаю, в ближайшее время эти документы будут подготовлены.
Работа у кораблестроителей Калининградской области будет. Региональное правительство заинтересовал проект «Добрыня».
Рассматривается возможность заказать несколько катеров катамаранного типа. Суда могут курсировать между востоком области и Куршской косой или Зеленоградском.
Константин Морозов, Евгений Налабордин