В Калининграде служба судебных приставов подвела итоги работы горячей линии по незаконным действиям коллекторов. Всего за 2020 год поступило больше 100 жалоб. Половина из них — претензии к микрофинансовым организациям.
Причём жалобы касались тех компаний, которые не зарегистрированы в официальном реестре. Как закон прописывает взаимодействие коллектора и должника? Могут ли взыскатели долгов отобрать имущество? И что делать, если угрозы зашли слишком далеко?
ПОЛИНА ОГЛОБЛИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Прежде всего, приход коллектора не должен быть неожиданностью для должника. Финансовое учреждение обязано сообщить о том, что его долг передан в коллекторскую фирму. При общении с неплательщиком сотрудник компании должен представиться и назвать организацию, то есть сказать, в чьих интересах работает. Также он должен вести запись разговора, предупредив об этом в начале взаимодействия. А если взыскатель долгов пытается связаться в период, когда звонки запрещены, на него можно подать жалобу.
Получается, есть определённый регламент работы коллекторов с людьми? Закон о коллекторах установил главное правило, которого так ждали люди, столкнувшиеся с их деятельностью.
Взыскатели долгов не имеют права звонить по ночам. Не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни в период с 10 часов вечера до 8 часов утра. В выходные и нерабочие праздничные дни в период с 8 вечера до 9 утра.
Лично встречаться с заёмщиком разрешено только 1 раз в неделю, не больше. Нельзя звонить более одного раза в сутки, более 2 раз в неделю и более 8 раз в месяц.
По закону коллекторы имеют право общаться с третьими лицами — родственниками, коллегами, знакомыми, но только при их согласии.
Если коллекторы нарушают права, заёмщик может написать жалобу. Так, в прошлом году в Управление федеральной службы судебных приставов по Калининградской области поступило более 100 претензий. Причём больше половины жалобы на конторы по выдаче микрозаймов.
ОЛЬГА ЯКОВЛЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УФССП РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— У нас привлечено всего 5 коллекторских агентств в 2020 году по части второй статьи 14.57. кодекса об административных правонарушениях. 11 у нас микрофинансовых организаций, которые не включены в государственный реестр также привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов составила более 700 тысяч рублей.
Закон о коллекторах обязывает также регистрацию фирмы в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. Реестр можно найти на сайте Федеральной службы судебных приставов России в разделе «Сервисы». В калининградской области зарегистрирована только 1 такая фирма. На неё жалоб не поступало.
Вопросы, связанные с имуществом должника — описью, арестом, оценкой и передачей находятся исключительно в компетенции службы судебных приставов. В случае если вашей жизни, здоровью или имуществу угрожают, нужно собрать доказательства для обращения в судебные инстанции. Это нужно для того, чтобы приставы смогли установить точную дату административного правонарушения.
ОЛЬГА ЯКОВЛЕВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УФССП РОССИИ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Это детализация звонков, скриншоты сообщений, дата, время звонков. Когда коллекторы или микрофинансовые организации общаются по уведомлениям с должниками, необходимо прикладывать конверт, где стоит штамп.
По закону должник может и вовсе отказаться от общения с коллекторами. Для этого нужно написать заявление в службу судебных приставов. Форма документа есть в свободном доступе на сайте ведомства. Заявление необходимо направить заказным письмом с уведомлением о вручении.
Тем не менее, у коллекторов останется право направлять должнику уведомления по почте. Жители Калининградской области могут подать жалобу или проконсультироваться по поводу прав коллекторов в региональном Управлении Федеральной службы судебных приставов. Телефон: 8 (4012) 924-925.